Настройка на перемены
Что важно в дошкольном периоде и как понять, готов ли ребёнок (и мы) к школе.

Смотрим на то, что дети растут и начинают учиться как на пешеходный переход:
  • Страшнее всего сделать первый шаг на дорогу и есть процесс подготовки — оглядеться по сторонам;
  • Безопаснее переходить целой компанией;
  • В процессе приходится удерживать внимание и регулировать скорость движения;
  • Дорогу можно перейти в обратном направлении тут же или посмотреть на карте, где ещё есть переходы и перейти там;
  • Даже если нет светофора, на дороге может начаться ремонт, прийти регулировщик, построиться надземный переход и это изменит обстоятельства;
  • Если отказаться от перехода дорог вовсе, останется весьма ограниченный мир, но и в нём можно ощущать спокойствие;
  • Обучение не закончится переходом одной дороги, это только начало, и со временем ребёнку уже не нужен будет сопровождающий, чтобы двигаться дальше.
Темы раздела
• Вопросы к себе
• Пирамида обучения
• Как связаны печенья и домашние задания?
• Готовность к школе: чек-лист
• Помогающие специалисты для дошкольников
• Чему должны учить занятия до школы
• Принципы выбора кружков
• Адаптация к школе: первое знакомство
• Развёрнутая обратная связь
• Сфокусированность на награде
• Вопреки травме
Вопросы к себе
Вспомните про свой школьный опыт.
❓️Был ли он полезным и наполняющим или был полон необходимости терпеть и ждать взросления?
❓️Отдали ли бы вы своего ребёнка в свою школу в том виде, в котором она была в годы вашего обучения?
❓️Был ли кто-то в классе, чей опыт диаметрально противоположен вашему?
❓️Общаетесь ли вы до сих пор со своими учителями или одноклассниками?
Пирамида обучения

🍨 Каждый цвет обозначает определённый уровень навыков.

↗️ Чтобы выстроить каждый новый уровень, нужно иметь активные навыки из предыдущего.

🎊 Не все кирпичики могут присутствовать, однако чем больше их, тем устойчивее верхние уровни.

🌿 Обретение навыков — постепенный процесс, реализующийся в течение всего дошкольного возраста, начальной и средней школы.
Как связаны печенья и домашние задания?
Самостоятельная готовка как показатель готовности к школе.
  • Захотеть приготовить печенье — мотивация
    Захотеть сделать домашнее задание можно, исходя из разных точек:
    • Это интересно
    • Это принесёт хорошую оценку
    • Это убережёт от недовольства взрослых (учителей, родителей)
    • Это приблизит ребёнка на шаг к его мечте
    • Это вписывается в его роль в ментальной игре: прилежный ученик / ценитель знаний / искатель пути / заключённый на каторге...
    • Это помогает наладить связи со сверстниками
  • Поиск и выбор рецепта — выделение одного из множества и концентрация на нём
    Открыть дневник или тетрадь и понять, что задали и по каким предметам и выбрать, что делать сейчас, а что отложить на потом?
  • Проверить по списку продуктов, какие есть в доме, а какие нужно докупить — поиск и соотнесение реальных объектов с их названиями
    Проверить, всё ли есть для выполнения домашки: тетрадки, учебники, ручки, линейка, циркуль, карандаши? Поиск по нескольким локациям: рюкзак, полки, стол, ящики.
  • Закупка недостающих продуктов — пополнение ресурса и поиск по категориям
    Составление списка недостающих материалов, выбор магазина или другого источника, поиск в нём и соотнесение цены, качества, уместности и привлекательности, например, выбор тетрадки под конкретный предмет.
  • Договориться со взрослым о готовке — социальный навык и планирование
    Рассказать о своих канцелярских нуждах или попросить родителя о помощи в решении задачи.
  • Подготовить все продукты, ровно разложить их и настроиться или сразу нырнуть в приготовление — настройка на деятельность
    Некоторые дети садятся за уроки, раскладывают карандаши, книжки и тетрадки ровно, подготавливают пространство и только потом включаются в деятельность. Это ритуал, который позволяет ребенку собраться, сосредоточиться. Бывают нужны и ритуалы завершения или переключения на другие действия.
  • Действовать по рецепту — направление внимания, перенос инструкций в действия тела, контроль времени, использование единиц измерения, знакомство с целыми и дробями
    Все эти навыки задействованы в решении школьных задач и планировании хода работы: не всегда оптимально решать задачи из задания по порядку.
  • Получить невкусное или пережаренное печенье — опыт принятия собственной ошибки
    Не сделать домашнее задание или сделать его неверно — не катастрофа, а всего лишь опыт и шаг к пониманию возможных последствий.
  • Понять, что пошло не так — анализ результатов эксперимента
    Посмотреть заметки учителя в работе, сделать работу над ошибками и понять самостоятельно, почему мысли пошли не в ту сторону.
  • Продолжить тренироваться — наработка опыта и проявление силы воли
    Найти схожие задания и прорешать их, пересдать домашнее задание или самостоятельную работу.
  • Приготовить всё самостоятельно — опыт успеха
    К сожалению, часто успех в школе характеризуется оценками, а не сопоставлением знаний и навыков ребёнка в начале и в конце года, но бывают и исключения.
  • Придумывать и модифицировать известные рецепты — творческая игра, подпитывание мотивации, расширение опыта
    Участие в олимпиадах, кружки, видеокурсы и спецклассы — шаги к большей вовлечённости в предмет.
  • Получить отзыв от взрослого — поддержка или демотиватор
    Отзывы в формате критики или указания переделать обсценивают и демотивируют, а не показывают суровую правду, которую иначе никто не скажет.
    Бережнее пошутить или не обратить внимания на огрехи, ребёнок и так видит, что труд иногда даёт не тот исход, который ожидается.
Готовность к школе
Чек-лист, который набирается постепенно
  • Непрерывно сидеть 40-45 минут
    Дети ёрзают, раскачиваются на стуле, теребят одежду и волосы, грызут ручку из-за того, что непрерывное сидение противоречит сигналам их тела. Быть в классе без возможности сбежать или поспать, выполнять инструкции учителя — стрессовые факторы, вызывающие в теле реакцию бей/беги ➜ мышцы сокращаются и тело готовится к атаке или бегству, но это невозможно ➜ компенсация идёт за счёт минорных движений. Тело знает, как нам помочь.

    • Вдумчивый учитель делает паузы в уроке, чтобы подвигаться, размять руки и плечи.
    • Дети бегают на перемене по коридорам, что помогает им усваивать информацию, хотя это часто запрещено правилами школы.
  • Фокусировать внимание на одном задании, не отвлекаясь на фоновые стимулы
    Соседнее задание в учебнике, скрип ручки, движение учителя и соседа по парте, сквозняк, запах от других людей, ощущение одежды на коже — то, что мозгу надо научиться игнорировать, чтобы ребёнок сконцентрировался.

    • Внимательность развивается в играх и наблюдении за окружающей средой.
    • Высокочувствительным и нейроособенным детям могут помочь фиджеты и просчёт деталей, обеспечивающих комфорт.
  • Удерживать в руке предмет для письма и управлять им
    • Даём детям возможности освоить разные типы захвата, поверхности для письма и предметы: мелками по асфальту, фломастерами по бумаге, красками по стенам и дереву.
    • Бывают ручки и карандаши с удобным захватом.
    • Если ребёнок уже привык чем-то писать и это удобно, пусть этим пишет и в школе.
  • Контролировать движение глаз и фокусировку
    Это нужно, чтобы картинка не расплывалась на странице, а взгляд не скакал между строчками и не шёл в противоположном направлении. Переключение фокуса с близких предметов (тетрадь, карандаш, ручка) на далекие (доска, учитель, движущийся мел) позволяет отслеживать участок, на котором пишут в данный момент.

    ❗️Раннее обучение чтению может привести к тому, что слова будут восприниматься как изображения, не дробясь на буквы, и тогда трудно воспринимать новые слова и верно читать окончания.
    ❗️У детей с ведущим левым глазом при чтении могут быть случайные переключения направления чтения и «кот» внезапно превращается в «ток». То же может произойти и при изучении нескольких языков, например, русского и иврита, где текст разнонаправлен.
    ❗️Если ребёнок говорит, что буквы прыгают, лист меняет цвета или что-то подобное, важно провериться на дислексию и дисграфию.
  • Выполнять инструкции учителя и следовать заданию из учебника
    • Понимание простых инструкций можно тренировать на настольных играх.
    • Детям свойственно следовать за теми, к кому они привязаны и выполнять их просьбы. Без отношений инструкции могут быть проигнорированы, если ребёнок не привязан к своей собственной роли ученика или в поле перепривязанности к сверстникам учёба — не ведущий интерес.
  • Осознавать, называть, понимать свои эмоции и уместно проявлять их
    Интенсивность проявления эмоций меняется с возрастом и к школе желательно уметь их выражать безопасным для окружающих способом.

    ❗️Если ребёнок подавляет эмоции и загоняет их внутрь, то они находят выход в форме панических атак, вспышек агрессии, аутоагрессии и других мощных проявлений.
    ❗️Невыраженная в безопасном пространстве фрустрация выливается во вспышки агрессии ➜ ребёнок рвёт учебники и тетради в ответ на сложности или атакует людей и себя.
    ❗️Сильные переживания подавляют способность мыслить и переводят мозг в режим решения иных задач, далёких от учебных.
  • Переключаться между разными задачами и уроками
    Многим детям сложно оставить задачу недорешенной и не забыть о ней впоследствии ➜ можно завести блокнот для записей о неоконченных делах.

    • Повторение материала на перемене и выполнение домашнего задания прямо перед уроком стирает информацию, полученную на предыдущем уроке.
    • Мозгу для оптимального запоминания нужно не менее 15 минут между кластерами информации ➜ короткие перемены снижают продуктивность.
  • Практика трёх Р: ритуалы, рутины, расписание
    • Ребёнок самостоятельно или с поддержкой родителя может составить расписание с опорой на свои интересы.
    • Рутины составляют костяк дня и помогают помнить про базовую заботу о себе.
    • Ритуалы дают почувствовать себя частью семьи и облегчают переходы между разными видами деятельности.
    • Проводить время с семьей и друзьями, обниматься, гулять, играть, бегать, читать, играть в настольные и компьютерные игры — варианты восстановления на каждый день и на каникулах.
Помогающие специалисты для дошкольников
— Нейропсихолог Ирина Муллина, от Дианы Боровковой

— Нейропсихолог Ольга, Москва, возможно на дому, от Гали
+7 903 506-21-20

— Нейропсихолог Елена Маштабега (специалист по СДВГ), от Елены Панферовой

— Нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова, Санкт-Петербург

— Нейропсихолог Екатерина Галяева

— Психолог для подростков Катерина Постникова, онлайн и арт-терапия вживую, от Ксюши Волковой

— Игротерапевт Галя Прокофьева

Центр с нейропсихологами, логопедами и психологами — сначала стоит почитать отзыв на конкретного специалиста
Чему должны учить занятия до школы?
✅ Как учиться: изучать и запоминать инструкцию, следовать ей, спрашивать у взрослого то, что непонятно.

✅ Ориентироваться в пространстве: где надписать своё имя, в каком углу найти задание, куда вписать ответ.

✅ Работать в группе и самостоятельно.

✅ Познакомиться с правилами общения в группе и с учителями, наладить социальные связи, привязаться к учителю.

✅ Слышать задание и дополнительные подсказки к нему.

✅ Переключаться с одного задания на другое.

✅ Выкладывать свои вещи из рюкзака и возвращать их назад.

✅ Слышать сигналы своего тела и незаметно сообщать о них взрослым.

✅ Заниматься тем, что интересно, даже если есть отвлекающие факторы.

✅ Почувствовать к себе уважительное отношение взрослого.

✅ Налаживать отношения с детьми в классе, не дразнить и не подсказывать, ждать своей очереди, решать конфликтные ситуации словами.

✅ Запоминать, что нужно принести на следующее занятие и что нужно доделать дома.

✅ Изучить устройство класса и школы: где находятся раздевалка, туалет, зоны отдыха, столовая, спортивный зал.

❕На занятиях для дошкольников нужны периоды физической активности, возможность делать задания в удобной позе, а не только за партой. Элементы игры помогают воспринимать происходящее с увлечением и интересом — игровая активность всё ещё основная деятельность.
Принципы выбора кружков
✅ Кружки дают детям возможность попробовать получать знания от других людей, вдали от родителей, наравне с окружающими детьми. Бережный кружок с интересным ведущим выстраивает позитивное впечатление об учёбе в целом и может служить местом для расслабления после уроков, когда школа начнётся.

✅ Не начинаем школу и музыкальную / спортивную школу в один и тот же год. Обычные кружки не требуют столько времени, однако, умеренность помогает прощупать реальные возможности детей.

✅ Оставляем возможность для отказа от кружка и / или пробный период для понимания, подходит ли ребёнку вид деятельности и преподаватель.
‼️При гипермобильности суставов и дисплазии соединительной ткани нежелательно заниматься балетом, гимнастикой, прыжками, скалолазанием и прочими видами спорта, усиливающими растяжение связок.

✅ Вводим кружки по одному, отранжировав от самого желанного к наименее желанному. Составляем расписание, включая туда не только дела, но и приёмы пищи, свободное время, прогулки, отход ко сну.

✅ Следим, чтобы свободного времени и прогулок было в день больше, чем времени, тратящегося на домашние задания и кружки в помещении.

✅ Выбираем для кружка то, что нельзя делать дома.
  • Петь хором или громко
  • Играть на фортепьяно или арфе
  • Кататься на коньках или лыжах
  • Играть в командные игры
  • Плавать в море или бассейне
  • Заниматься цирковым искусством
  • Кататься на лошади
  • Конструировать роботов
  • Сажать деревья
  • Ухаживать за животными на ферме
  • Разводить огонь
  • Лазать по скалам и пещерам
  • Ходить в походы
  • Играть роль в спектакле с большим количеством участников
  • Строить дом на дереве

✅ Ребёнок принимает участие в выборе кружка и его мнение играет значительную роль — тогда и мотивация заработает естественным образом.

✅ Кружки не должны истощать ребёнка и заставлять его игнорировать свои потребности. Грубое отношение взрослых, принуждение, физическое и эмоциональное насилие — ни за что.

✅ Возможность переключиться на физическую активность или отдых, если ребёнок устал во время занятия.

✅ Онлайн-занятия и образовательные каналы и подкасты — это тоже кружки, даже если за них не приходится платить.

✅ Вечерние занятия спортом сдвигают ужин и могут приводить к ночному падению сахара в крови. Лучше не заниматься активно после 17-18 часов.

✅ В кружке 5-10 детей на каждого взрослого.
Наших детей учат чему-то не только преподаватели, но и другие дети, а в многолюдном кружке это происходит усиленно: дети смотрят друг на друга и повторяют, соревнуются, экспериментируют. Взрослые часто бережнее и лучше оценивают безопасность и возможности каждого. Плюс на них лежит вся ответственность, поэтому важно, чтобы их внимания хватало каждому.

💫 Тут Женя Кац рассказывает, как можно учить дошкольников без насилия. Кружки для младших школьников тоже бережные ❤️
💫 Метод Судзуки — обучение музыке как родному языку
Адаптация к школе: первое знакомство
Актуально для детей, переходящих с домашнего обучения или из сада в школу впервые.

✅ Знакомимся и налаживаем личный контакт с учителем вне школьных занятий, например, на кружке, — отношения с родителем упрощают взаимодействия с ребёнком.

Высокочувствительным детям важно видеть, что учитель общается с мамой дружелюбно, на ровных тонах. Если есть сенсорные особенности или диагностированная дислексия / дисграфия / дискалькулия, то учителю можно рассказать о них наедине, если есть достаточный уровень доверия.

✅ Наша задача — сформировать ощущение от школы «мне здесь будет интересно, обо мне здесь позаботятся, мне помогут, если я попрошу, мне не нужно бороться за жизнь». Учитель — это не монстр, которому жертвуют детей, а источник знаний, человек, который может помочь и чья задача состоит в том, чтобы выслушать ребёнка, если возникают вопросы и объяснить непонятное.

✅ Сватаем ребёнка учителю и наоборот, начать можно заранее.
⬇️ «Сегодня ты познакомишься с такой женщиной! Она расскажет тебе всё про твоих любимых жуков».
⬇️ «Твоя учительница спрашивала, как у тебя дела, передавала привет. Она очень ждёт встречи. Давай нарисуем ей картинку, а ты в понедельник подаришь?»
⬆️ «Мой сын вам нарисовал рисунок, весь вечер придумывал сюжет и композицию».

✅ Расширенная деревня привязанностей, кружки и мягкие внешкольные занятия готовят ребёнка к модели обучения.

✅ Даём ребёнку в школу нашу общую фотографию, свой амулет, вкладываем в ланч-бокс смешную записку, прячем подарок в пенале.

✅ Малочисленные классы могут помочь развить более доверительные отношения с учителем, но это не панацея, — от конфликтов и перепривязанности к сверстникам никто не сохранен.

Если несколько классов занимаются вместе, то старшие дети могут заботиться о младших и это будет более устойчивая система, чем класс погодок.

✅ Выбираем начальную школу, где учителя знакомы с детской психикой и не ждут от детей неподвижности и полного молчания.

Ребёнку с сенсорными особенностями может быть нужна возможность побыть в одиночестве или в состоянии наблюдения без вовлечения в активность.

✅ Дом и школа в восприятии ребёнка могут приносить приятные эмоции, а не ощущаться антагонистами.

Участвуем в жизни школы, если это комфортно: проводим мастер-классы, мастерим что-то руками, пересаживаем деревья, накрываем на стол на чаепитии, устраиваем совместные праздники. Это помогает устранить разрыв между жизнью в школе и дома.

✅ Сокращение времени вместе с семьёй повышает качество общения в этот период: напитывакм ребёнка вниманием и любовью выше края, чтобы он чувствовал себя в покое и свободным выпускать всё тяжёлое.

✅ Привычные кружки с любимыми преподавателями из дошкольного периода, могут быть пространством для выдоха и ощущения принятия и безопасности. Новые кружки и продлёнка могут повысить нагрузку.

✅ Время на скуку, игры на улице и свободную игру дома должно превышать длительность выполнения домашних заданий и дополнительных занятий после школы.
Развёрнутая обратная связь
Пробуем давать развёрнутую обратная связь с акцентом на удачные решения и наблюдение за динамикой:
❤️ Относительно ребёнка в прошлом: как он изменился, что изменилось в его знаниях и умениях;
❤️ Относительно поставленных целей: продвинулся ли ребёнок, насколько сильно, где возникли трудности;
❤️ Относительно учебных тем: какие темы освоены и как глубоко, насколько решения легко достать из памяти.


Что может взрослый предложить ребёнку вместо «Молодец, всё верно»?
✅️ Использовать эпитеты и разбирать подробно, что получилось.
✅️ Делиться личным опытом и эмоциями.
✅️ Отмечать нестандартные решения.
✅️ Подтверждать, что найденные ребёнком зацепки в решениях важны.

Ключевое правило — на одно критическое замечание давать два комплимента.

  • Ты очень красочно описал нашу семью в сочинении, отметил действительно выделяющиеся черты характера и задал юморной тон описанию. Можно я покажу это подруге?
  • В этой задаче ты нашел нестандартный метод решения и он привел тебя к верному ответу быстрее, чем предложенный в учебнике.
  • Тебе удалось так точно и аккуратно начертить чертеж, что он помогает решить задачу даже интуитивно. Попробуешь его угадать прямо сейчас?
  • На этом рисунке очень мягкий градиент, прямо как на настоящем небе.
  • Когда я услышала, как ты поёшь эту песню, я будто бы перенеслась в средневековый замок на пир с менестрелями.
  • Здесь ты заметила очень важную деталь, давай попробуем вспомнить, где она раньше тебе встречалась в задачах?
  • Я тоже прочитал эту книгу в твоём возрасте и она меня навела на мысли, что нет абсолютного зла и всегда можно посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Похожий мотив есть ещё вот в этой книге, хочешь её взять в библиотеке?
Сфокусированность на награде
✅️ Дарим подарки и сюрпризы просто так, не за поведение и достижения, а как способ проявить любовь.

✅️ Удовлетворение базовых потребностей (туалет, насыщение, жажда, телесный контакт, познавательная деятельность, движение, сон) разделяем с наградами, чтобы забота о себе не становилась навязанной извне и во избежание неприятных ситуаций вроде «Ребёнок отказывается есть, так как нет десерта», «Ребёнок не засыпает, так как закончились наклейки», «Ребёнок терпит и не ходит в туалет на улице или в гостях, так как там негде взять машинку в подарок».

✅️ Не используем награду / наклейку / подарок как манипуляцию, чтобы ребёнок делал то, что не хочет и необязательно делать. Учимся принимать отказ там, где он не будет влиять на безопасность и здоровье ребёнка.

✅️ Неприятные, но необходимые дела вроде чистки зубов или надевания верхней одежды в мороз обращаем в игру. Здесь можно воспользоваться тематикой любимых мультфильмов / книг ребёнка, чтобы процесс был приятнее.

✅️ Даём подростку возможность заработать деньги, выполняя работу, а не свои собственные дела: напечатать текст и перевести его для взрослого, постричь лужайку соседям, выгулять собаку знакомых.

✅️ Помогаем выстраивать отношения между ребёнком и учителями / тренерами / репетиторами / воспитателями, чтобы желание быть хорошим в их глазах помогала моделировать поведение ребёнка автоматически.

✅️ Убираем из процесса получения наклеек соревновательность, сравнение с другими детьми и условия получения. Если ситуация неподконтрольна, так как происходит в школе, можно подарить огромный рулон наклеек, снизив ценность процесса их накопления.

✅️ Чаще даём право выбора из устраивающих нас опций: какие канцтовары покупать, что есть на перекус, на чём ехать в школу.

✅️ Наклейки могут органично вписываться в деятельность на кружках, при походах ко врачу — как быстрый способ сделать приятнее и интереснее.

✅️ В острых экстренных ситуациях или когда ребёнку невыносима просьба из-за телесных ощущений / страха, используем все козыри.
Вопреки травме
Для некоторых из нас школьный опыт пронизан триггерными и травматичными воспоминаниями. Это рождает базовое недоверие системе, и вполне реально пустить энергию противления на домашнее образование, однако не всем доступен этот путь.

❗️То, чего мы всячески избегаем, зачастую в любом случае свершается, фокус внимания на то, как сильно мы чего-то не хотим подпитывает это событие и сжирает наши силы.

❤️ Если ребёнку будет плохо — мы это поймём, увидим и поможем, не только благодаря эмпатии, но и сквозь собственный опыт. Если будет хорошо — увидим и для себя плюсы.

❤️ Продумываем заранее, кто поддержит ребёнка и к кому обратиться, если хочется всё-таки отсрочить на год поступление в школу или получить доступ к спец образованию.

✅ Расширение деревни привязанности — помогут сватовство и включённость в жизнь класса.
✅ Возможность планировать своё собственное время, пока ребёнок в школе — в том числе иметь поддержку психолога, чтобы выгружать туда всё сложное, с чем приходится столкнуться.
✅ Шанс пересмотреть свой собственный опыт и быть достаточно чуткой к ребёнку, если он говорит, что что-то идёт не бережно.
✅ Вариативная среда, которая позволяет узнать других людей, их интересы и привычки и попробовать новое, а не только то, что посильно родителям.
✅ Поле для жизненных ошибок, риска и глотков свободы.
✅ Возможность участвовать во взаимодействиях с учителями из взрослой позиции, как минимум равной, и увидеть в них человеческое.
✅ Дополнительные взрослые, которые берут на себя задачи взаимодействия и позволяют нам не вовлекаться в обучение и не портить на этом фоне отношения с ребёнком.
✅ Шанс не остаться один на один с подростковым кризисом и упростить выход из слияния, если оно случилось.
✅ Право выбирать и решать, оставаться ли в данной школе или искать более подходящую.
✅ Возможность плевать на школьные правила и присоединиться к подростковому бунту, что может дать движение и в своих собственных кризисах.
✅ Мотивация зарабатывать достаточно, чтобы школа и сопутствующие траты не зависели от партнёра, особенно если он считает выбор чрезмерным.
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Jukan Tateisi