Уровень сложности: нейроотличия
Особенности восприятия информации, высокая чувствительность, СДВГ, дислексия и прочие нейроособенности.
Темы раздела
• Основные типы памяти и пути восприятия информации
• Паспорт ученика
• Дислексия, дисграфия и дискалькулия
• Фильтры сенсорной информации
• Высокая чувствительность: чек-лист
• Сенсорные особенности
• Игры на построение схемы тела
• Повторяющиеся изо дня в день действия
• Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)
• Физиологические причины СДВГ
• Эксперимент на внимание
• Как помочь ребёнку вернуть внимание и ощутить покой?
• Особые потребности
• Что не так с ABA-терапией?
• Theraplay
• DIR Floortime
• PANS и PANDAS

Основные типы памяти и пути восприятия информации

❓Как выглядят воспоминания в вашей голове?


❓Как ощущается внутренний голос: звучанием, текстом, картинкой, мерцанием света, графиком или как-то иначе?


❓Что может помочь вам получить максимум применимых знаний из нашего совместного образовательного путешествия?


❤️ Мы запоминаем надолго три типа информации:

1️⃣ То, что было эмоционально окрашено (позитивно или негативно).

2️⃣ То, что мы сделали собственными руками без шаблона.

3️⃣ То, что рассказано близким взрослым, к которому есть привязанность.

Аудиальная
  • Запоминание ритмичных структур
  • Считывание эмоционального фона через слух
  • Запись в память голосовой дорожки
Визуальная
  • Восприятие текстов
  • Запоминание стабильных изображений
  • Отслеживание движущихся объектов
Кинестетическая (моторная)
  • Запоминание движений рук при записи / зарисовке
  • Восприятие текстур
  • Копирование движений через повторение
Вкусовая
  • Может способствовать сужению рациона в стрессовых ситуациях
  • Мы склонны стремиться к сладкому и солёному вкусу ради выживания вида
Обонятельная
  • Завязана на активность миндалевидного тела в мозге
  • Воспоминания часто ассоциируются с запахами
  • Первая ступень проверки еды и атмосферы на безопасность
  • Потеря обоняния при болезни может усложнять запоминание материала
Эйдетическая (фотографическая)
  • Визуальное запоминание объекта целиком и возможность воспроизвести его с точностью до деталей
  • Встречается у некоторых детей при нейроособенностях
🦄 Для определения особенностей в усвоении информации, ребёнок может заполнить эту анкету.

Она особенно актуальна для детей с сенсорными особенностями и для тех, кому предстоят экзамены.

Последние 4 страницы посвящены будущим абитуриентам, их можно использовать и при поступлении в гимназии / лицеи / частные школы / альтернативные школы.

Склонным к самоиследованию взрослым — тоже в помощь ♥️
Дислексия, дисграфия и дискалькулия
Диагностируются у детей школьного возраста, не раньше 7 лет.
Многие описанные пункты будут нормой в первые месяцы обучения, но со временем должны уходить.
  • Дислексия
    Сложности в развитии навыков чтения.

    🚩 Читает по слогам и больше года не может перейти к чтению целыми словами
    🚩 Во время чтения пропускает буквы, слоги, слова или строчки
    🚩 Добавляет лишние буквы или слоги в слова
    🚩 Переставляет местами слова в предложении / слоги в слове
    🚩 Часто читает по догадке, додумывает слово или фразу
    🚩 Иногда читает слова справа налево (кроме случаев изучения нескольких разнонаправленных языков)
    🚩 При чтении путает буквы, которые пишутся похоже (V и U, У и Х, В и Р, Ю и О) или обозначают похожие звуки
    🚩 При чтении жалуется на головную боль, скачущие строчки, расплывающиеся слова, сбегающие или двоящиеся буквы, резь в глазах

    💫 Как видят люди с дислексией
    💫 Знаменитые люди с дислексией
    💫 Проект «100 книг для детей с дислексией»
    💫 Бесплатная онлайн-диагностика
    💫 Онлайн-курс для родителей и специалистов «Нарушения чтения и письма у детей»

    📕 «Невероятный мир глазами загадочной Эллы», Линда Хант
    📕 «Виолетта Фиолетовна», Наталья Вишнякова
  • Дисграфия
    Сложности в освоении письменнои‌ речи

    🚩 Может выполнить задание на черновике верно, а при переписывании начисто допускает много ошибок
    🚩 Пишет слитно слова с предлогами (кроме языков, где это норма) или раздельно с приставками
    🚩 Путает на письме буквы, похожие по начертанию
    🚩 Пишет буквы зеркально
    🚩 Не обозначает начало предложения заглавной буквой, игнорирует пунктуацию
    🚩 Может написать несколько слов слитно
    🚩 Переставляет / пропускает /добавляет лишние буквы, слоги в словах, слова в предложении
    🚩 На выполнение письменных домашних заданий тратит более четырёх часов в день в начальной школе
    🚩 С трудом может скопировать узор
    🚩 Во время письма рука быстро устает, напрягает всю руку до плеча
  • Дискалькулия / Акалькулия
    Трудности, связанные со счётными операциями.

    🚩 Не соотносит цифры и числа на письме и при подсчёте предметов
    🚩 Неверно записывает цифры и числа при диктовке
    🚩 Пишет цифры зеркально / вверх тормашками
    🚩 Путает близкие по форме цифры: 6 и 9, 7 и 1, 3 и 8
    🚩 При просьбе посчитать от 3 до 8 не знает, где начать и остановиться, может продолжить считать дальше, пропускает числа
    🚩 С трудом считает в обратном порядке
    🚩 С трудом классифицирует и сравнивает предметы по форме и размерам
    🚩 Путает плюс и минус
    🚩 Не в состоянии запомнить примеры простейших арифметических операций: сравнение, сложение, вычитание
    🚩 Не понимает принцип перемены мест слагаемых и множителей
    🚩 С трудом ориентируется в календаре, затрудняется в определении времени по часам
    🚩 Не понимает принципы счёта в столбик
    🚩 Не запоминают номера телефонов, домов, цены в магазине, таблицу умножения
    🚩 Затрудняется при необходимости решать задачу в несколько этапов, построить график, нарисовать схему к задаче
    🚩 Трудности с ориентацией в пространстве, чтением карты
Фильтры сенсорной информации
Система фильтрации помогает мозгу выбирать приоритетную информацию ➡️ пропускает только нужное (3-5% всей информации) и отбрасывает остальное ➡️ мозг обрабатывает сигналы и не перегружается ➡️ рождается эмоция или телесное ощущение ➡️ человек совершает действие.

Задачи фильтров
1️⃣ Отфильтровать шумы для защиты от лишней информации;
2️⃣ Установить приоритеты внимания ➡️ для детей это привязанность и тревога;
3️⃣ Защитить от избыточно ранящих чувств и ощущений ➡️ избирательно включить гипочувствительность.

Фильтрующие структуры головного мозга
— Ретикулярная активирующая система
— Таламус
— Мозжечковая миндалина


Нарушения в работе фильтров

⚠️ Не выходит расставить приоритеты
Мозг переполнен шумами ➡️ нет избирательного внимания ➡️ дети рассеянны, легко отвлекаются, переключаются между задачами и объектами, не доводя начатое до конца.


⚠️ Не работает фильтрация
В мозг поступает избыточная информация ➡️ вместо обработки и интерпретации информации включается защита ➡️ возникает тревожность и необходимость разбираться с угрожающим миром ➡️ рождается желание всё контролировать и упорядочивать ➡️ альфа-ребёнок или симптомы ОКР.

❤️‍🩹 Повторяющиеся движения, белый шум помогают сконцентрироваться через упорядочивание входящих сигналов.


⚠️ Не работает подавление чувств
Тревожащие ситуации впечатываются в мозг и их сложно забыть или отпустить ➡️ постоянное напряжение, перевозбуждение, тревожность ➡️ сложно интерпретировать и смешивать чувства, связанные с событиями в реальности ➡️ неуравновешенное выражение эмоций и поведение ➡️ для защиты могут подавляться целые блоки эмоций.

Чек-лист по высокой чувствительности

❤️ Очень часто случается так, что родители узнают о своей высокой чувствительности, РАС, СДВГ только благодаря тому, что их дети проходят диагностику и выявляют это. Увидеть изнутри своей собственной нейроособенности, что ребёнок высокочувствительный — довольно сложно, но ценно для понимания и его, и себя.


❓Видите ли вы в себе или в ребёнке черты высокочувствительного человека?

Сенсорные особенности
Личные примеры, они есть всегда, не пропадают даже в спокойном состоянии, но усиливаются при стрессе

Носки
  • Невозможно выносить сжатие резинки
  • Чешется нога при минорном содержании ненатуральных тканей
  • Кожей ощущается узор
  • Приходится переодевать, если неправильно встал шов на пальцах или пятка
  • Постоянно спадают
  • Хочется ходить без них вовсе, но раздражает ощущение от прикосновения обуви к коже
  • Спасением стали бесшовные носки, но можно попробовать вывернуть обычные наизнанку

Одежда
  • Колются все бирки и рисунки
  • Невыносимо ощущение высокого воротника, водолазки
  • Ощущение удушья от худи с капюшоном
  • Уютно только в кофтах на молнии
  • Хочется минимизировать ношение трусов
  • Невыносим контакт кожи с одноразовыми прокладками, особенно с пахнущими
  • Хочется существовать в мире без одежды

Звуки
  • Слышно электричество
  • Раньше было слышно скрип ламповых телевизоров в многоэтажном здании
  • Слышно воду в трубах, капающий кран
  • Ночью слышно то ли мобильные станции, то ли что-то подобное
  • Голос в голове и звуковые воспоминания
  • Способность распознавать говорящего по интонационной картине
  • Невыносимы некоторые музыкальные инструменты по тембру, потому что они навязывают эмоции

Текстуры
  • Невыносимо трогать шершавое: неглазурованную глину, асфальт, некоторые камни, кирпичи
  • Неприятны слаймы, мягкий пластилин, кинетический песок, Play-Doh
  • Напрягает липкое и жирное в контакте с кожей
  • Заземляет прикосновение к песку, пене, холодным текстурным панелям, листьям деревьев
  • Память на все тактильные ощущения и возможность представить что угодно известное, даже если не трогать
  • Познание других людей через прикосновения

Пища
  • Невозможно есть то, что напоминает размокший хлеб
  • Подозрительны соусы со сложным составом
  • Бывают залипания на конкретном продукте на ммесяцыю
  • Способность по запаху в супермаркете найти кашу, которой кормили в младенчестве
  • Не могу есть еду, приготовленную партнёром, если мы повздорили

Визуальные стимулы
  • Нет активного визуального потока в мыслях, только во сне
  • Сниженное зрение работает как защитный механизм от перегрузок
Игры на построение схемы тела
🧜‍♀️ Невидимый макияж
Возьмите кисточки для макияжа и комочки ваты и нежно сделайте ими невидимый макияж. С маленькими детьми можно озвучивать органы на лице, к которым прикасаетесь.


🧜‍♀️ Следуй за мячом
Трогаем разные части тела ребёнка мячиком и просим прикоснуться пальцем к тому же месту. Можно с закрытыми глазами.


🧜‍♀️ Живая марионетка
Ребёнок садится на стул с завязанными глазами, взрослый поднимает ему руку или ногу, фиксирует позу, возвращает на место. Затем ребёнок повторяет движение.
Для усложнения можно двигать все конечности разом, разные углы наклона устанавливать, сгибать кисти и локти определённым образом.
Повторяющиеся изо дня в день действия
🦄 Склонность увлекаться чем-то до такой степени, что ради выполнения необходимого действия игнорируются некоторые базовые потребности в течение недель, месяцев и лет.
🦄 Социально приемлемые увлечения вроде погружения в книги, занятий спортом или увлечённого обучения обычно поощряются родителями и не воспринимаются как проблема.
🦄 Бывает похоже на алкогольную или игровую зависимости, для выхода из деятельности нужна мощная встряска или продолжительное время.


Что за этим может стоять?

🌪 Самоповреждение — поиск области, которую можно  контролировать, когда нарушаются границы на регулярной основе и теряется ощущение агентности в собственной жизни. Это чаще всего какие-то телесные действия вроде диет, закаливания, увлечённости спортом.

🧱 Обсессивно-компульсивное поведение — приправлено страхом, что если я не буду что-то делать, настанут ужасные непоправимые последствия. Часто про озабоченность чистотой, внешним видом, здоровьем, гигиеной.

💡 Гиперфиксация — узкоспециализированный интерес, в котором стремишься разобраться полностью, ищешь информацию, особенность нейроотличных людей. Если всплывает в беседе, невозможно удержаться и не обсуждать.

⏰️ Прокрастинация + дедлайн — если поставить себе многоступенчатую или обширную задачу с конкретными сроками, не всегда удаётся начать её выполнять сразу после постановки и откладывание на потом приводит к необходимости плотно использовать время именно в этом направлении.

🌀 Создание ритуала — когда жизнь слишком хаотична и вариантов выбора чересчур много, через ежедневные повторяющиеся действия может выстраиваться поддерживающая канва дня.

🎈 Побег от реальности — замещающее действие, чтобы не перегружаться от новостей, чувства небезопасности и неприятных контактов.

🔎 Осмысленная фокусировка — когда мы понимаем, что она временная, у неё есть определённые и конкретные цели и есть механизмы выхода из кольца по мере достижения цели. Например, допройти игру до конца и удалить, выучить учебник перед экзаменом, смонтировать фильм.

💥 Трудности в переключении между видами деятельности и совершении переходов. Может быть тяжело выходить из душа, из дома, куда-то ехать, останавливаться в решении задач.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)
Может быть последствием незрелости мозга, физиологических факторов, стресса, сенсорной чувствительности и недосыпа.

В некоторых странах нижний предел для диагностики СДВГ — 12 лет.


Симптомы СДВГ
1️⃣ Трудности с фокусировкой внимания;
2️⃣ Беспокойство ➡️ гиперактивность или внутреннее напряжение;
3️⃣ Импульсивность действий.

💫 VR-игра от Peili Vision Oy позволяет отслеживать перемещение взгляда для ранней диагностики СДВГ

💫 Тест для детей с СДВГ

💫 Курс для учителей

💫 Курс для родителей и специалистов

Физиологические причины СДВГ
  • Генетика
    75% случаев СДВГ связаны с генетическими вариациями и у 50% детей с СДВГ хотя бы один родитель — тоже с СДВГ. В корне лежит дисрегуляция выработки и активации нейротрансмиттеров.
  • Аллергии и непереносимости
    • Глютен (целиакия и непереносимость) — глиадоморфин
    • Молочные продукты — казоморфин (особенно BCM7)
    • Истинные аллергии — в 6-7 раз чаще, чем у детей без СДВГ

    🌟 Полифенолы могут помочь с регулировкой ритмов мозга и снижать уровень гистамина.
  • Факторы современного мира
    • Пестициды
    • Инсектициды
    • Жизнь в крупном городе
    • Бедность
    • Бисфенол А: пластик, эпоксидные смолы, чеки, термопечать, выстилка тетрапаков и консервных банок
    • Отравление медью и свинцом: вода, трубы, курение активное и пассивное, посуда, оральные контрацептивы ➡️ даже небольшое количество свинца влияет, с медью проще ➡️ дефицит цинка, марганца и железа
    • Питание мамы в беременность: жирная и сладкая пища повышает риски СДВГ за счёт метилирования IGF2
  • Скомпрометированные ингредиенты
    • Бензоат натрия
    • Искусственные красители
    • Глутамат натрия
    • Кофеин
    • Фосфаты, особенно в сладких напитках ➡️ риск СДВГ возрастает на 400% у детей, употребляющих 7 и более порций сладких напитков в неделю
    • Сахар
  • Сбой микробиоты
    • Клостридии (HPHPA в моче) и кандида — основные провокаторы
    • Приём антибиотиков (особенно при частых ушных инфекциях) ➡️ рост кандиды

    🌟 При выборе пробиотика нужны мультикультурные капсулы, лимитирование сладкого и смена добавки каждые 2-3 месяца на новые штаммы ➡️ повышается дофамин, триптофан, ацетилхолин, ГАМК, BDNF и устраняется сбой микробиоты
    🌟 Приём кормящей мамой пробиотиков снижает риски СДВГ
    🌟 Приём пробиотиков схож по эффективности с Риталином для детей в возрасте 7-12 лет
  • Его Величество Белок
    🔎 Дефицитарные аминокислоты:
    • Тирозин и фенилаланин ➡️ низкий дофамин
    • Триптофан ➡️ низкий серотонин ➡️ агрессия, импульсивность, снижение концентрации и памяти, дефицит исполнительных функций

    ⚠️ У детей с СДВГ уровень тирозина снижен на 60%, фенилаланина — на 27%, а триптофана — на 44% ➡️ микробиота может это компенсировать или усугублять.

    ⚠️ У детей с СДВГ на 27% меньше ГАМК, отвечающего за спокойствие и самоконтроль. Но добавки ГАМК могут подавить собственную выработку.
  • Ключевые добавки
    🌟 Омега-3 и Омега-6 — приём длится от 12 недель.
    🌟 Магний (у 95% детей!) — защищает от истощающего минеральный пул воздействия фосфора через формирование ортофосфата магния.
    🌟 Для полной работы цепочки синтеза серотонина нужны витамин D, B6 и фолаты.

    ❗️Цинк — перед приёмом обязательно нужен анализ или вкусовой тест.

    ⚠️ Добавки витамина В6 при СДВГ схожи по эффективности с риталином ➡️ улучшают внимание.
Эксперимент на внимание💡
Попробуйте поотмечать в течение дня ситуации, когда:

🔎 Я пошла найти или сделать что-то, по пути встретила раздражающий элемент (например, лужу на полу), переключила туда своё внимание и забыла свою первоначальную задачу.

Так работает импульсивность: одна мысль вытесняет другую из памяти.

🔎 Я слышу за потоком фонового шума (текущая вода, шум дороги, музыка...) своё имя и откликаюсь.

Так работает фильтрация входящих сигналов, но у детей системы фильтрации работают не всегда так активно и они могут игнорировать направленный им входящий сигнал, даже если он громче остальных. Особенно если текущая деятельность их увлекает.

🔎 Я делаю мелкие дела, отвечаю на все сообщения, усиленно убираюсь и делаю то, что мне не свойственно, чтобы отложить или избежать трудный для меня разговор.

Мы можем рассеивать внимание намеренно, но в тревожном состоянии это происходит без нашей воли.
Как помочь ребёнку вернуть внимание и ощутить покой?
Пластичный мозг в состоянии найти решения проблемы и обходные пути, чтобы решить проблему бережным к психике и телу образом.

Если ребёнок поел вовремя, выспался, погулял, эмоционально не перевозбужден, ему хочется заниматься — он гораздо внимательнее, чем если он голоден, недоспал, расстроен, огорчен, плохо себя чувствует, если у него одна неудача за другой.
  • Не активируем зря систему оповещения о тревоге
    ❤️‍🩹 Реже кричим
    ❤️‍🩹 Не угрожаем
    ❤️‍🩹 Не наказываем
    ❤️‍🩹 Не забираем важные и личные вещи

    ➡️ Режиссируем аккуратное и осторожное поведение.
    ➡️ Помогаем структурировать деятельность.
    ➡️ Напитываем вниманием и даём больше близости, чем просит ребёнок.
  • Привлекаем внимание ребёнка к себе
    ➡️ Завладеваем вниманием ребёнка, выстраивая контакт, а не командуя — мы маяк, который помогает кораблю даже в сильный шторм.
    ➡️ Несём ответственность за отношения: никакое поведение или эмоции ребёнка не могут стереть нашу любовь.
    ➡️ Задействуем привязанность для смягчения сердца и поддержания контакта с эмоциями.

    💔 Без активной привязанности мозг лимитирует способность воспринимать новую информацию и происходит эмоциональная блокировка, вплоть до бесчувственности и рискованного поведения.
  • Создаём структуру
    ✅️ Ритуалы
    ✅️ Расписание
    ✅️ Предсказуемые последовательности действий в играх и жизни
    ✅️ Уход от выбора между многими вариантами
    ✅️ Выбор между опциями, которые нас устроят в любом случае

    ❤️‍🩹 Игра по заранее известным правилам снижает уровень стресса и подготавливает ребёнка к минорным неприятным событиям, которые он сможет пережить с нашей поддержкой.
  • Ограничение количества и интенсивности сенсорных стимулов
    • Наушники с шумоподавлением, беруши, солнцезащитные очки, белый шум и прочие искусственные «шоры».
    • Удобная одежда и обувь: материал, молнии, резинки, текстура, меньше слоёв. Если в школе форма, перешиваем её или шьём из приятного материала.
    • Генеральная уборка и минимализм в квартире.
    • Договор про гаджеты: они могут как разгонять психику, так и давать предсказуемость и место для успокоения.
    • Возможность побыть дома совсем без одежды, чтобы убрать все стимулы и изучить своё тело.

    Все изменения в сторону увеличения количества стимулов должны быть постепенные и мягкие.
  • Заслоняем тревожного ребёнка от ранящих чувств
    ✅️ Смягчаем защиты от чувства уязвимости и других невыносимых чувств ➡️ освобождаем от необходимости избегать тревожащие факторы ➡️ восстанавливается пластичность мозга.
    ✅️ Даём ребёнку испытывать по одной эмоции умеренной интенсивности за раз, чтобы была возможность адаптироваться к более сложным переживаниям.
    ✅️ Используем «правило зелёной ручки», указывая на то, что удаётся верно, а не на ошибки.
    ✅️ Фильтруем ранящую информацию ➡️ смягчаем защиты от чувства уязвимости и других тяжёлых чувств.
    ✅️ Не заставляем смотреть туда, где невыносимо тревожно, начинаем с мелких сложностей, повышая толерантность к негативному опыту.

    Ребёнок проявляет агрессию в классе при получении неидеальной оценки ➡️ просим преподавателя не ставить оценки в тетрадь, а присылать их отдельно и обсуждаем их только когда ребёнок расположен на общение с нами и его базовые потребности удовлетворены.
Особые потребности
❤️‍🩹 Строгая диета из-за аллергии, в том числе исключение телесного контакта и вдыхания аллергена ➡️ изоляция ребёнка или запрет на данный продукт в группе;

❤️‍🩹 Помощь при передвижении: костыли, инвалидная коляска, специальная обувь, собака-поводырь, трость, сопровождающий человек;

❤️‍🩹 Сенсорные стимуляторы и блокаторы: очки, игрушки для концентрации, грызунки, шумоподавляющие наушники;

❤️‍🩹 Аппараты жизнеобеспечения: инсулиновая помпа, слуховой аппарат, дыхательный аппарат, гастростома;

❤️‍🩹 Право выйти из класса и успокоить нервную систему при сенсорной перегрузке;

❤️‍🩹 Сопровождающий, тьютор или медсестра для помощи с имеющимися трудностями;

❤️‍🩹 Альтернативные способы подачи информации: видео, аудио, картинки, сурдоперевод, специальные учебники и книги.


Когда это нужно обсуждать?
➡️ Когда ваш ребёнок сам получает диагноз;
➡️ Когда близкий взрослый получает диагноз;
➡️ Когда в классе / на кружке ребёнка есть дети с особыми потребностями;
➡️ Когда ребёнок с особыми потребностями входит в новый коллектив;
➡️ Когда ребёнок был агрессором по отношению к человеку с особыми потребностями;
➡️ Когда ребёнок был свидетелем опасной ситуации, жестокого обращения или буллинга человека с особыми потребностями.


Как обсуждать?
❤️ Почитать книги из тематических подборок и обсудить их.
❤️ Рассказать о конкретных актёрах / писателях / спортсменах или других интересных ребёнку людях, которые испытывают подобные сложности.
❤️Познакомиться с живым человеком с диагнозом, которому комфортно говорить про свою ситуацию и услышать его рассказ про себя.
❤️Посмотреть тематический фильм или сериал и обсудить его при желании.
❤️Обсудить будущего одноклассника в группе, ведомой взрослым:
  • Цель этого общения — помочь новому ребёнку вписаться в коллектив и разобраться в том, как с ним безопасно и бережно взаимодействововать;
  • Описать трудности, с которыми данный человек сталкивается;
  • Рассказать про способности, хобби, интересы, достижения новенького;
  • Рассказать, как можно помочь новому однокласснику в экстренной ситуации;
  • Акцентируем внимание не на диагнозе, а на личных особенностях и потребностях ребёнка.

❤️ Провести открытую дискуссию в большой группе для расширения взглядов на мир и профилактики буллинга:
❓Верите ли вы в то, что первое впечатление о человеке может быть обманчиво?
❓Встречались ли вы с людьми, чьё поведение, жесты, мимику вы не могли понять?
❓Все ли события вокруг и внешние стимулы мы воспринимаем одинаково?
❓Будет ли вам интересно поговорить со сверстником, который видит окружающий мир иначе?

💫 Курс Страдариума про аутизм
💫 Серия вебинаров Невидимые мамы про материнство с нейроотличиями и психиатрическими диагнозами
💫 Проект Дети вместо цветов для помощи детям с эпилепсией
Что не так с ABA-терапией?
⛔️ Цель — коррекция нежелательного поведения через поощрения и последствия, а не понимание триггеров и внутренних процессов ребёнка.

⛔️ После прохождения ABA-терапии частота посттравматических стрессовых расстройств возрастает на 86%.

⛔️ Подавление стимминга ➡️ избыток нереализованного движения и уничтожение механизмов компенсации и синхронизации отделов мозга.

⛔️ Принуждение к взгляду глаза в глаза ➡️ нарушение базовых границ и повышение уязвимости.

⛔️ Награда едой за «правильное поведение», зачастую сладким ➡️ путь к РПП и подавлению эмоций через заедание.

⛔️ Подчинение командам за вознаграждение без консента ➡️ избыточная активация системы тревоги и подавление собственных инстинктов ➡️ безынициативность и рискованное сексуальное поведение в дальнейшем.

⛔️ Метод запланированного игнорирования сенсорной чувствительности ➡️ вознаграждение за насильственное подавление сенсорной боли ➡️ вынужденная гипочувствительность ➡️ самоповреждение без внутреннего стопора.

⛔️ Вынуждает родителей игнорировать собственные эмоции, боль и травмирующий опыт.

Какие альтернативы?
✅️ Self-Reg
✅️ DIR Floortime
✅️ DNA-V
✅️ Practical FBA
✅️ RDI
✅️ Theraplay

💫 Мнение раскаявшегося АВА-терапевта
Theraplay
Принципы взаимодействия

✅ Взрослый — ведущий в отношениях, он структурирует взаимодействие и делает его предсказуемым для ребёнка.

✅ Проявляем заботу и радость за ребёнка, успокаиваем и пестуем его, передавая ощущение эмоционального и физического комфорта.

✅ Остаёмся включёнными во взаимодействия, даря ребёнку опыт, что его слышат, видят, понимают, принимают и рады ему.

✅ Поддерживаем развитие новых навыков, транслируя ребёнку ощущение уверенности и работая в кооперации. В играх заведомо нет возможности проиграть, это исследование и погружение в действия.

✅ Остаёмся на одном уровне с ребёнком, не смотрим сверху вниз, а спускаемся на пол для игры.

✅ Много телесных взаимодействий разной интенсивности.

✅ Практикуемся на партнёре или друге, чтобы получить обратную связь.
DIR Floortime
Основные ценности

— Контакт с эмоциями
— Учёт индивидуальных интересов и склонностей и уважение к ним
— Исследование и свободный выбор
— Опора на сильные стороны
— Сорегуляция
— Взаимодействие вместо инструкций
— Удовольствие от процесса


Реализация

✅ Следуем за игрой и интересами ребёнка.

✅ Находимся на одном уровне, не смотрим сверху вниз, стандарт — на полу.

✅ Открываем и закрываем круги коммуникации: отмечаем интерес, обсуждаем возможную деятельность, даём развить идею в игре.

✅ Создаём пространство для свободной игры и не вводим туда конкретные правила, даём ход воображению. Количество игрушек вокруг может быть ограничивающим фактором, так как внимание будет рассеиваться.

✅ Расширяем круги коммуникации: если что-то сложно достать, помогаем придумать путь к этому или ассистируем. Если ребёнок делает что-то опасное, переводим в игру происходящее, например, делаем преграду или капкан, выводя на телесное взаимодействие с нами.

✅ Расширяем опыт взаимодействия:
  • Новые темы
  • Новые эмоции
  • Новые роли и сценарии
  • Новые телесные ощущения и навыки

✅ Учитываем сенсорные особенности и используем самые голодные системы для привлечения внимания.

✅ Игра несёт в себе ключевые навыки для развития:
  • Внимание и интерес к миру;
  • Вовлечённость во взаимоотношения и двухсторонняя коммуникация;
  • Использование жестов, мимики и движений;
  • Решение задач без вовлечения речи;
  • Генерация идей и эмоций;
  • Связывание идей в комплексные структуры.
PANS и PANDAS
Состояния нейровоспаления в мозгу, связанные с инфекционным триггером (необязательно стрептококк).

❗️Резкий старт ОКР
И / ИЛИ
❗️Резко начавшиеся ограничения в питании

⚠️ Отказ пить воду — быстрый тест на эти состояния

Плюс два и более симптома
— Тревожность, в том числе страх расставания
— Раздражительность, агрессивность, оппозиционные расстройства
– Эмоциональная лабильность, депрессия
— Откат в развитии
— Ухудшение обучаемости, дисграфия, потеря математических умений
— Моторные или сенсорные отклонения, тики, галлюцинации, гиперактивность
— Проблемы со сном, частое мочеиспускание, энурез


Анализы
  • АСЛ-О выше 200 МЕ/мл
  • Низкие уровни нейтрофилов и лимфоцитов в ОАК
  • Дефицит антител IgA, IgM, IgG
  • Повышена NSE (нейрон-специфическая энолаза)
  • Повышен белок S100
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Jukan Tateisi