Тревожить нельзя адаптировать
Покой — значимое условие для усвоения информации. На пути к нему встречаются тревожащие события, стрессовые перемены и нам важно, чтобы дети не защищались от эмоций, которые приносят эти спутники жизни, но и не ранились избыточно. Внутренние механизмы работают на сохранение жизни, а не ясности ума и запоминание неважных для выживания концепций.

Сглаживающих воздействий несколько и они в наших руках:
  • Истинная игра, в которой можно прожить и выразить то, что в реальности слишком ранит.
  • Тёплые принимающие отношения, в которых можно обсуждать всё на свете.
  • Другие взрослые вокруг, кому не всё равно.
Темы раздела
• Стресс, тревога и тревожность
• Почему мы кричим на детей?
• Автоматические стресс-реакции
• Стрессоры и источники тревоги
• Наш отклик на стресс ребёнка
• Обсессии и компульсии
• Травмы родом из детства
• Родительская агрессия
• Что делать, когда ребёнок рассказывает про трудный день?
• Адаптация к стрессу и улучшение восприятия информации
• Самопомощь на регулярной основе
• Как связаны работа полушарий и стрессоустойчивость?
• Определение ведущих руки, ноги, уха и глаза
• Стрессовый дисконнект
• Саморегуляция
• Быстрые техники самопомощи при панической атаке
• Самотерапия через сторителлинг
Стресс, тревога и тревожность
Часто эти понятия путаются — разбираемся, что к чему!
Почему мы кричим на детей?
Крик — предупредительный сигнал, вызывающий у ребёнка эмоцию тревоги. Эта эмоция останавливает его от необдуманного действия и в некоторых случаях крик спасает жизнь. Когда родители редко повышают голос, желая предупредить ребёнка об опасности, то его внимание резко переключается на родителя и уберегает его.

Однако, если мы слишком часто кричим что-то ребёнку или пугаем его последствиями, то система оповещений об опасности перегружается и его мозг начинает игнорировать крик ниже определённой мощности и наши предупреждения как неважную информацию ➡️ в зависимости от интенсивности процесса выставления защит, ребёнок может оказаться на трёх уровнях:
1️⃣ Тревожность
2️⃣ Ажитация
3️⃣ Адреналиновая зависимость

🚩 Со стороны всё это выглядит, как непослушание. Когда у родителей не получается пробудить в ребёнке осторожность, они обычно начинают кричать ещё громче или встраивать больше пугающих последствий в систему мира, тем самым усугубляя проблему, но ключ здесь — прийти в контакт с ребёнком и начать общение, а также вернуть естественное чувство тревоги на случаи, когда существует реальная опасность.

Автоматические стресс-реакции

Основная цель автоматической стресс-реакции — избавиться от стрессора и вернуться в спокойное, расслабленное состояние.

Стрессоры и источники тревоги
Не все фрустрирующие факторы связаны со школой, но их наличие в жизни влияет на способность воспринимать новую информацию.
  • Происходящее вокруг
    ⚠️ Конфликты в семье (даже когда кажется, что ребёнок не слышит, настроение он считывает)
    ⚠️ Развод родителей или утрата близкого человека
    ⚠️ Тревожность родителей и их эмоциональное состояние
    ⚠️ Насилие в семье: на глазах у ребенка или по отношению к нему
    ⚠️ Разговоры взрослых о войне, политике, деньгах, переезде и обсуждения невозможных к быстрому разрешению проблем взрослых при ребёнке
    ⚠️ Переезд, эмиграция и их планирование
    ⚠️ Проживание с имеющим алкогольную / наркотическую зависимость
    ⚠️ Семейные застолья без возможности уйти
    ⚠️ Отсутствие полной безопасности
    ⚠️ Хроническое заболевание в семье или у самого ребёнка
    ⚠️ Появление нового члена семьи
    ⚠️ Взаимодействие с братьями и сёстрами
    ⚠️ Пробки, промышленные загазованные районы и другие стресс-факторы внешней среды
  • Направленная агрессия и отсутствие заботы
    ⚠️ Грубое и обесценивающее отношение к ребенку
    ⚠️ Игнорирование желаний и потребностей ребенка, молчание взрослого как мера наказания
    ⚠️ Временное или постоянное воспитание ребенка без обоих родителей (бабушки-дедушки, пансионат, детский дом, и так далее)
    ⚠️ Пребывание в больнице без родителей (часто это незаконно!)
    ⚠️ Постоянная смена условий игры и противоречащие сигналы, идущие от родителя
    ⚠️ Сравнение ребёнка с другими, особенно не в его пользу
    ⚠️ Длительное отсутствие отдыха и свободного времени
  • Школьные факторы
    ⚠️ Буллинг и школьные конфликты
    ⚠️ Частые переезды и смена учебных заведений
    ⚠️ Экзамены, контрольные, ответ у доски и необходимость уложиться в заданное время
    ⚠️ Акцент на неудачах, а не успехах
    ⚠️ Неадекватные требования взрослых, не соответствующие возрасту и развитию ребёнка
    ⚠️ Несовпадения темпа обучения и характера учителя с комфортным для ребёнка: медлительный ребенок может не совпадать с быстрым, активным, авторитарным учителем или наоборот
    ⚠️ Вынужденное сокрытие своей точки зрения
    ⚠️ Обучение на незнакомом языке
  • Внутренние переживания
    💔 Страх остаться без еды или денег
    💔 Страх неизвестности и невозможность контролировать происходящее
    💔 Незнакомая ситуация, требующая быстрого решения
    Оценивание со стороны, боязнь отвержения или критики
    💔 Ощущение, что ребенка обсуждают за его спиной
    💔 Ожидание публичного выступления
    💔 Ситуации, когда спланированное идет не по плану
    💔 Прокручивание в голове своих и чужих поступков
    💔 Страх не понравиться, отвержения, одиночества
    💔 Необходимость вступать в конфронтацию, принимать решение под давлением, невозможность отказать
    💔 Необходимость делать неприятное или противоречащее ценностям ребёнка
    💔 Перспектива неприятного общения
    💔 Невозможность побыть наедине с собой долгое время
    💔 Отсутствие личного пространства
    💔 Проблемы со сном, подъём по будильнику

  • Высокая чувствительность
    🌟 Большое скопление людей.
    🌟 Громкий непрекращающийся звук.
    🌟 Необходимость находиться в неподвижности.
    🌟 Болезненные ощущения от обуви и одежды.
    🌟 Яркий свет, от которого нельзя спрятаться.
    🌟 Избыточный информационный поток (в том числе гаджеты).
Наш отклик на стресс ребёнка
Мы не можем убрать все факторы стресса из жизни детей, но мы можем сделать опыт проживания сложных ситуаций мягче и провести ребёнка к принятию того, что никто не в состоянии контролировать и изменять всё по своей воле.
Наши реакции в сложных ситуациях часто автоматизированы и это может быть как поддерживающим, так и порицающим откликом.

Поставим себя на место ребёнка: не зарабатывающего, не имеющего возможности уйти из дома, хлопнув дверью, не умеющего ощущать больше одной эмоции одновременно. Из этого состояния пробуем прочувствовать телесно и эмоционально следующую ситуацию.

Весь день мы с семьёй ездили по городу, заходили в музеи, гуляли на площадках, играли в снежки и веселились. Придя домой я обнаруживаю, что потеряла любимые варежки неясно где и не могу вспомнить, когда они ещё были на мне. Вернуть их я не могу, даже если проеду весь путь назад, началась жуткая метель, к тому же они могли остаться в поезде или выпасть на пешеходном переходе. Их нигде нет. Я в ситуации, которую не могу изменить — ощущаю тщетность. Слёзы подступают, губы поджимаются, и тут приходит мой взрослый. Он видит, что я расстроена, спрашивает в чем дело, я стесняюсь признаться, прячу глаза, но в итоге рассказываю, что произошло.


Независимые сценарии, внутренний отклик на которые мы пристально отслеживаем:

💙 Мне говорят: «‎О, как жаль, эти варежки были твои любимые, я помню, как мы их вместе выбирали. Я тоже ненавижу что-то терять».

💙 Мне говорят: «‎Да это ерунда, варежки были старые и некрасивые, да и малы тебе уже, успокойся. Купим тебе новые нормальные варежки».

💙 Мне говорят: «‎Ты постоянно всё теряешь! Вот будешь сама зарабатывать — поймёшь, как с тобой тяжело. Я с твоими проблемами разбираться не собираюсь, ты уже достаточно взрослая, чтобы отвечать за свои поступки, будешь донашивать старые варежки за братом».

💙 Мне говорят: «‎Я знаю, что у тебя упали перчатки, я их подняла и спрятала в сумку, чтобы ты научилась следить за своими вещами».

💙 Мне говорят: «‎О, нам срочно нужно поехать назад и везде поискать, как же ты справишься без этих варежек! Главное — не плачь».

⭐️ Как бы вы себя чувствовали в позиции ребёнка в каждом из вариантов?

⭐️ Какие фразы самые триггерные для вас и как их хотелось бы сгладить?
Обсессии и компульсии
⤵️ Фобии, перфекционизм, прокрастинация, РПП, ОКР

Мозг блокирует осознание реального источника тревоги ➡️ причина переносится на что-то в окружающем мире, формируя обсессию ➡️ возникает навязчивое компульсивное поведение, чтобы справляться с тревожностью ➡️ строится система правил для нейтрализации «опасности».

⚠️ Обсессии и компульсивное поведение подпитывают цикл тревожности, так как истинный источник тревоги никуда не делся.

Тотальный контроль какой-то области жизни связан с ослеплённым взглядом на тревогу — я не могу видеть причину моей тревожности и мозг подкидывает ложную идею, которую я буду использовать как способ справиться с тревожностью.


Цикл саморазрушения
Идеальный контроль невозможен ➡️ с каждым нарушением правил тревожность возрастает ➡️ правила становятся более строгими, чтобы снизить тревожность ➡️ правила всё сложнее и сложнее выполнить.

📕 «Мальчик – Золотая рыбка», Лиза Томпсон
Травмы родом из детства
Зачастую травмирует нас не само событие, а то, как реагируют окружающие на то, что произошло.

Стоп-лист реакций
❌ Не дать ребёнку выговориться;
❌ Отрицать валидность эмоций и физических ощущений ребёнка, даже если кажется, что обижаться не на что, бояться нечего и вообще это не было больно;
❌ Не верить ребёнку, спорить и газлайтить, особенно если мы не были свидетелями события;
❌ Резко бежать разбираться вместо того, чтобы дать пространство для утешения;
❌ Допытываться с угрозами, чтобы понять, что произошло.


Что же сделать?
❤️ Выслушать перед тем, как активно говорить, помогая ребёнку продолжать в моменты пауз в рассказе.
❤️ Дать время и пространство для эмоций и физического сброса ощущений.
❤️ Вместе придумать путь или алгоритм, который поможет избежать повторения травматичного эпизода в дальнейшем.
❤️ Если сложный момент произошёл с ребёнком из чужой семьи, разбираться на уровне родитель — родитель и только потом нести что-то детям в обсуждение.


❓Какие события из детства ощущаются травмирующими и повлиявшими на становление вас как личности?

❓Есть ли дары, принесённые вместе с этой травмой?
Черты характера, модель поведения в стрессовой ситуации, отказ от общения с токсичными людьми, выбор себя и так далее.
Родительская агрессия
Кричать на ребёнка, обзывать его, угрожать ему, наносить ему физический ущерб, ломать и отбирать его гаджеты не стоит, но порой это происходит.

Факторы риска
📌 Внутренний запрет на проявление эмоций, особенно на слёзы и гнев;
📌 Агрессия со стороны ребёнка;
📌 Сложные взаимоотношения с собственной фрустрацией, вторичные эмоции (гнев, стыд, вина);
📌 Тревожность и стресс;
📌 Личная высокая чувствительность и нейроотличия;
📌 Высокочувствительные дети;
📌 Многозадачность;
📌 Отсутствие помогающих взрослых и общения с равными.


Что делать, чтобы наша агрессия не ранила ребёнка?

🗝️ Находим способы выражать фрустрацию и перенаправлять атакующую энергию рядом с детьми и вдали от них: плакать, рычать, ругаться на несуществующем языке, топать, посылать проклятия небесам, кидать что-то неразбиваемое, играть в хищного зверя, бегать, отжиматься, рисовать и лепить свои внутренние переживания.

🗝️ Признаём, принимаем и выражаем свои чувства в голове, если они разрушительны для ребёнка.

🗝️ Смешиваем чувства:
  • Я очень сержусь, но я люблю своего ребёнка.
  • Я боюсь, что что-то случится, но я понимаю, что я не всё могу контролировать.
🗝️ Не требуем от себя самоконтроля и сдержанности, а ищем способы безопасно проявлять то, что чувствуем.

🗝️ Находим то, что несёт приятные тёплые чувства по отношению к детям: смотрим фотографии, перечитываем книги, которые читали им в детстве, смотрим на их подарки, записки и поделки...

🗝️ Рефлексируем про то, что мы чувствуем и почему, разделяем настоящие события от травм и триггеров в прошлом. Учимся отличать похожие состояния: гнев от фрустрации и агрессии, стыд от вины, тревогу от стресса.

🗝️ Отмечаем и предугадываем триггеры, телесные ощущения, накопленную усталость и моменты, когда мы не удовлетворяем свои базовые потребности, за которыми следуют агрессивные проявления.

🗝️ Выделяем пространство и время для приятной нам физической нагрузки, тактильных ощущений, одиночества, хобби, творчества.


Как вести себя, если мы ранили ребёнка?

💔 Открываемся к контакту, одновременно давая пространство побыть без нас, если это необходимо.

💔 Выражаем ребёнку сожаление и сочувствие, но не выпрашиваем прощения. Признаём, что не сдержались, что будем стараться находить другие выходы, что всё равно любим ребёнка.

💔 Перекрываем разделение: напоминаем о приятных планах и приступаем к их выполнению, если это возможно.

💔 Даём ребёнку возможность выразить его эмоции, если ему сложно успокоиться или принять наши извинения.

💔 Поддерживаем контакт и даём ощущение, что наши отношения в порядке.
Что делать, когда ребёнок рассказывает про трудный день?
✅ Не перебиваем
✅ Не занимаемся кучей дел одновременно
✅ Не раздаём немедленно советы
✅ Просто слушаем


В процессе рассказа можем:
❤️‍🩹 Поддакивать
  • Ага / Ничего себе / Вот это да
❤️‍🩹 Произносить реплики ребёнка с высказыванием предполагаемых эмоций вслух:
  • Тебе, наверное, было обидно услышать такие слова от лучшего друга.
  • Представляю, как тебя испугал этот пёс.
  • Когда ломают мою вещь и я не могу её никак починить, я тоже фрустрирую.
❤️‍🩹 Задавать уточняющие вопросы или поддержать, когда ребёнок делает паузы в рассказе:
  • Что ты почувствовал в этот момент?
  • А дальше что произошло?
  • Спасибо, что делишься со мной, мне это очень важно.


💔 Какие фразы не помогают?
  • Почему ты мне раньше не рассказал?
  • Тебе стоило поступить иначе.
  • Это твоя вина.
  • Ты могла подумать получше.
  • Я же тебе говорила.
  • Я тебе не верю.
  • Ты же знал, что так произойдёт.
  • С тобой это случилось, потому что ты не сделал, как я говорила.
  • Так получилось из-за того, что ты меня не послушал.
Адаптация к стрессу и улучшение восприятия информации
Простые техники быстрой самопомощи для школьников.
  • Выпить чистой воды
    Важно пить до того, как появилась жажда, чтобы нейтрализовать потери жидкости при стрессе.
  • Сладко потянуться 7+ секунд
    За 7 секунд поступает сигнал от мышцы к мозгу и обратно, принося расслабление.

    • Ребёнок в стрессе сдерживает себя от того, чтобы убежать или ударить источник стресса, но грудные мышцы и мышцы ног всё равно сокращаются ➡️ ребёнок начинает сутулиться.
    • Диапазон зрения сужается, чтобы бить точно в цель ➡️ трудно читать информацию с доски и следить за учителем.
    💫 Потягушки от Юли Фокиной
  • Побегать на перемене
    Во время бега лучше усваивается информация и реализуется естественный ответ на стрессовую реакцию. Если не дают бегать по коридору, — побегать в спортивном или актовом зале.
  • Убрать раздражающие телесные факторы
    • Бирки на одежде
    • Неудобная обувь
    • Тугие хвостики и косички на волосах
    • Давящие на голову ободки
    • Холодные и царапающие молнии
    • Одежду с ярким запахом стирального порошка
    • Плохо пишущие ручки и фломастеры

    Неизбежные отвлекающие факторы
    • Скрип мела по доске
    • Неугомонный сосед
    • Птицы за окном
    • Запах от окружающих
    • Шум кондиционера
    • Недостаток кислорода
    • Слишком тёплое помещение
  • Сброс через хлопок
    В положении сидя поднять две руки высоко над головой и резко, с ощутимым хлопком, опустить их на бёдра сверху, на переднюю поверхность. Там находятся точки, активирующие сброс стресса + идёт реализация сигнала бей.
  • Поспать
    С рождения дети используют сон в ответ на  стресс и перестимуляцию, чтобы  перезагрузить нервную систему и запустить кластеризацию полученной информации.
  • Переключаться между разными задачами и уроками
  • Практика трёх Р: ритуалы, рутины, расписание
    • Ребёнок самостоятельно или с поддержкой родителя может составить расписание с опорой на свои интересы.
    • Рутины составляют костяк дня и помогают помнить про базовую заботу о себе.
    • Ритуалы дают почувствовать себя частью семьи и облегчают переходы между разными видами деятельности.
    • Проводить время с семьей и друзьями, обниматься, гулять, играть, бегать, читать, играть в настольные и компьютерные игры — варианты восстановления на каждый день и на каникулах.
Самопомощь на регулярной основе
❤️ Возможность понимать и свободно выражать свои эмоции и играть.
❤️ Время на отдых и скучание, сопоставимое со временем в кружках и за домашними заданиями.
❤️ Безусловное принятие близким взрослым.
❤️ Личный пример родителя в вопросе адаптации к стрессу.
❤️ Возможность попросить о помощи.
❤️ Родитель на стороне ребёнка во время школьных конфликтов с учителями или другими школьниками.
❤️ Семейные традиции и ритуалы (прогулки, просмотр фильмов, чтение вслух, настольные игры, совместные хобби, и прочие).
❤️ Поддерживающие рутины в течение дня.
❤️ Практики осознанности и наблюдение за дыханием.
❤️ Планирование различных жизненных сценариев и поиск в них светлых сторон.

✏️ Универсальный список факторов самопомощи
✏️ Рекомендации на резкое изменение ситуации (переезд, война, пандемия, потеря близкого)
✏️ Как снизить тревожность?
📕 Книга Гимнастика мозга
Как связаны работа полушарий и стрессоустойчивость?
✅ Мозг контролирует движения конечностей контрлатерально: нервные волокна, идущие от левой части тела перекрещиваются и приходят в правое полушарие, и наоборот. Но до 20% волокон не перекрещиваются и приходят в полушарие той же стороны.

✅ Нейропсихологи до сих пор делят людей по ведущим полушариям согласно принципу левое = логика, правое = творчество, но в детстве мозг достаточно адаптивен и может перекидывать многие функции, частично теряя в эффективности.

✅ Речевые центры Брока и Вернике у большинства взрослых находятся в левом полушарии и при его поражении человек перестаёт понимать речь или говорить. У детей до 4-5 лет ведущая задача — освоение речи ➡️ центры речи находятся в обоих полушариях ➡️ при повреждении речь сохраняется.

✅ При повреждении правого полушария может значительно снизиться способность к рисованию и воспроизведению даже простых геометрических фигур, а также к их взаимному расположению на листе бумаги.


Взгляд в нейропсихологию

▶️ При стрессе ведущее полушарие начинает доминировать и человек имеет полноценный доступ к органам восприятия и действия на противоположной стороне от ведущего полушария.

▶️ 15-18% людей — полные правши (ведущее полушарие левое и правые рука, нога, ухо и глаз) и левши (всё зеркально), они остаются продуктивными в условиях стресса или неопределенности.
Определение ведущих руки, ноги, глаза и уха

Эксперимент💡

Определите себе или ребёнку ведущие руку, ногу, ухо и глаз. Вспомните свои ощущения в моменты стресса, есть ли какие-то неподчиняющиеся органы и вообще какой паттерн ощущений?


Бонусный тест на ведущий глаз: посмотреть на предмет, частично перекрывающий другие (палец и столб) и поочерёдно закрыть левый и правый глаз. Ведущим будет глаз, при взгляде которым столб не двигается относительно пальца по сравнению со взглядом обоими глазами.

Стрессовый дисконнект
Ведущие сенсорные и моторные системы на той же стороне, что и ведущее полушарие, при стрессе могут снижать функциональность.
  • Зрение
    Если ведущий глаз не связан с ведущим полушарием, то в стрессе способность воспринимать визуальную информацию снижается. Ребёнок не может концентрироваться на школьной доске, учебнике и своих записях, взгляд начинает блуждать и изображения могут расплываться.

    Компенсация:
    • Расслабляем и греем ладонями зону глаз.
    • Делаем зрительную гимнастику по методу Уильяма Бейтса или Норбекова.
    • Не забываем пить воду.
    • Моргаем чаще при использовании гаджетов.
  • Слух
    Несовпадение ведущих уха и полушария вызывает снижение звукоразличения, трудности в понимании и запоминании информации. Знания становятся хаотичными, отрывочными.

    Компенсация:
    • Слушать звуки разной интенсивности.
    • Прислушиваться к разговорам на фоне окружающего шума.
    • Качаться на качелях.
    • Висеть вниз головой.
    • Балансировать на бордюрах.
  • Руки
    Ведущая рука при дисконнекте с ведущим полушарием может терять плавность, чёткость и координацию движений, портится почерк, вываливается ручка из руки.

    Компенсация:
    • Рисовать двумя руками зеркально и в одном направлении.
    • Чистить зубы, открывать дверцы, причёсываться и есть непривычной рукой.
  • Ноги
    Если нет полноценного доступа к ведущей ноге, в стрессе человек ограничен в движении, замирает и теряет способность двигаться к намеченной цели или избегать неприятные контакты.

    Компенсация:
    • Двигаться перекрёстно: ходить, бегать, залезать по лестнице или на дерево, ползать, залезать под диван.
    • Прыгать на непривычной ноге.
    • Бить мяч непривычной ногой.
Саморегуляция
Саморегуляция — способность осознавать собственное состояние возбуждения и возвращаться в нужное человеку состояние, то есть эффективно справляться со стрессорами, выводящими из баланса.

Процесс самоуспокоения пригождается нам на протяжении всей жизни, и если мы не применяем его в своей жизни, то мы не сможем научить этому детей, поскольку наше состояние является для них источником стресса.


Вопросы к себе
❓️Какие признаки стресса, перевозбуждения, тревожности я наблюдаю у себя? Как они проявляются?
❓️Что помогает мне успокоиться в моменте и восстановиться в перспективе?
❓️Каковы мои личные стрессоры?


Путь саморегуляции по методу Шенкера
1️⃣ Пересмотреть поведение и считать сигналы тела;
2️⃣ Осознать происходящее, определить стрессоры и источники тревоги;
3️⃣ Снизить влияние стрессоров и источников тревоги;
4️⃣ Размышлять, вернуться в контакт с телом, возвращаться в покой, прислушиваться к себе;
5️⃣ Пойти по пути восстановления социального контакта и внутренней батарейки, предугадывать стрессоры и планировать свои действия при повторении ситуации.


Саморегуляция помогает:
❤️ Понимать, а не контролировать поведение;
❤️ Подмечать последствия стресса и тревожности и отличать их от «плохого поведения»‎;
❤️ Прийти в контакт со своими эмоциями, социальными реакциями и мыслями;
❤️ Помочь ребёнку развиваться из состояния покоя.


Примеры саморегуляции, снижающей адаптивные способности
❌️ Избегать стрессовые ситуации, убегать при малейшем дискомфорте;
❌️ Избегать зрительный контакт;
❌️ Молчать, чтобы не наговорить лишнего;
❌️ Заедать стресс, погружаться в книги, компьютерные игры, сериалы, чтобы не чувствовать происходящее.


А как же самоконтроль?
  • Принуждает тело и мозг выдерживать стресс, блокируя эмоции и «недопустимое поведение»‎;
  • Действует через подавление и удерживание в себе, что может приводить к психосоматическим последствиям, усилению тревожности, перфекционизму и паническим атакам;
  • Помогает быть управляемым извне и отказываться от собственных амбиций и потребностей ради комфорта окружающих.
Когда их шторм встречается с нашим штилем, происходит со-регуляция
Быстрые техники самопомощи при панической атаке
❤️‍🩹 СТОП-КРАН

❤️‍🩹 3-3-3
  • Назвать три вещи, которые видишь
  • Распознать три звука, которые слышишь
  • Подвигать тремя частями тела

❤️‍🩹 Радуга
Найти и назвать по одному предмету каждого цвета радуги

❤️‍🩹 5-4-3-2-1
  • 5 предметов, которые видишь
  • 4 вещи, которые чувствуешь
  • 3 звука, которые слышишь
  • 2 запаха, которые чуешь
  • 1 вкус, который ощущаешь

❤️‍🩹 Варианты дыхания
  • Вдох носом на 4 счёта ➡️ выдох ртом на 4 счёта ➡️ задержка дыхания на 5 счётов
  • Вдох носом на 4 счёта ➡️ задержка на 2 счёта ➡️ выдох ртом на 6 счётов

❤️‍🩹 Цикличное повторение стихотворения / джингла / цитаты / аффирмации

❤️‍🩹 Движение


Способы стабилизации между приступами

➡️ Разговоры с близкими
➡️ Поиск хобби
➡️ Регулярная физическая нагрузка
➡️ Переезд в более спокойный город
➡️ Писательство / ведение дневника
➡️ Нормализация сна, режима, питания и потребления воды
➡️ Распознавание эмоций и контакт с ними
Самотерапия через сторителлинг
Часто самые важные разговоры происходят перед сном и мы можем в этот момент помочь ребёнку справиться с тяжёлым переживанием.
  • Проблема
    Есть некое существо с дрелью, которое пытается атаковать сестру рассказчика. Пока оно стоит перед глазами, уснуть невозможно. Всё вокруг в крови.
  • Подводка взрослого
    • Подключена ли дрель к электричеству?
    • Как существо попало в квартиру?
    • Где находятся родители?
    • Где находится рассказчик?
    • Какие есть выходы из данной ситуации?
    • Кому можно позвонить и попросить о помощи?
    • Что делать после того, как существо нейтрализовано?
  • План действий от рассказчика
    ➡️ Вырубить электрический рубильник;
    ➡️ Закидать человека (как вариант были пара мышей, но рассказчик решил поменять концепцию) клубничинами и раздавить их, чтобы потёк сок и он решил, что это кровь;
    ➡️ Альтернатива: закидать камнями и съесть клубнику;
    ➡️ Вызвать полицию;
    ➡️ Собрать все вещи и переехать на самолёте в другую страну, где больше никто опасный не найдёт.
  • Что лежит за этим?
    ❗️Воображаемые истории активируют те же зоны в мозге, что и реальные события.
    ❗️Чувства и эмоции могут быть выражены метафорами и истории могут вести нас во внутренний мир ребёнка.
    ❗️Можно подключать изображения или музыку для многомерного описания происходящего. Это поможет смешивать эмоции и создавать более ёмкие метафоры.
    ❗️В историях происходит дистанцирование от реального опыта / тревог ребёнка и перепроживание их со стороны. Сильные эмоции и боль будут ощущаться приглушенно, позволяя выдерживать контакт с ними.
  • Как вести себя родителю?
    ✅️ Когда слушаем историю ребёнка, пытаемся определить, что бы мы чувствовали на месте героев и задаём вопросы:
    • Как он выглядит? Какая одежда?
    • Каково это на вкус / запах / ощупь? Как это звучит?
    • Что ему нравится делать / есть / смотреть?
    • Что его пугает?
    • Какой у него самый главный секрет?
    • И что произошло потом?
    • Как ты думаешь, как он мог бы защититься от того, что с ним произошло?
    • Может ли кто-то ему помочь?
    ✅️ Не опровергаем;
    ✅️ Не даём советы и не критикуем;
    ✅️ Не меняем сюжет;
    ✅️ Не отрицаем и не угадываем чувства ребёнка и персонажей;
    ✅️ Не переносим метафору в реальную жизнь до того, как ребёнок это сделает самостоятельно.
Прорисовка страхов и сильных визуальных впечатлений как вариант самотерапии.
Фото на обложке — из личногл архива
На фото Дафна в Тбилиси пытается сдвинуть бегемота с места