Кричать на ребёнка, обзывать его, угрожать ему, наносить ему физический ущерб, ломать и отбирать его гаджеты не стоит, но порой это происходит.
Факторы риска📌 Внутренний запрет на проявление эмоций, особенно на слёзы и гнев;
📌 Агрессия со стороны ребёнка;
📌 Сложные взаимоотношения с собственной фрустрацией, вторичные эмоции (гнев, стыд, вина);
📌 Тревожность и стресс;
📌 Личная высокая чувствительность и нейроотличия;
📌 Высокочувствительные дети;
📌 Многозадачность;
📌 Отсутствие помогающих взрослых и общения с равными.
Что делать, чтобы наша агрессия не ранила ребёнка?🗝️ Находим способы выражать фрустрацию и перенаправлять атакующую энергию рядом с детьми и вдали от них: плакать, рычать, ругаться на несуществующем языке, топать, посылать проклятия небесам, кидать что-то неразбиваемое, играть в хищного зверя, бегать, отжиматься, рисовать и лепить свои внутренние переживания.
🗝️ Признаём, принимаем и выражаем свои чувства в голове, если они разрушительны для ребёнка.
🗝️ Смешиваем чувства:
- Я очень сержусь, но я люблю своего ребёнка.
- Я боюсь, что что-то случится, но я понимаю, что я не всё могу контролировать.
🗝️ Не требуем от себя самоконтроля и сдержанности, а ищем способы безопасно проявлять то, что чувствуем.
🗝️ Находим то, что несёт приятные тёплые чувства по отношению к детям: смотрим фотографии, перечитываем книги, которые читали им в детстве, смотрим на их подарки, записки и поделки...
🗝️ Рефлексируем про то, что мы чувствуем и почему, разделяем настоящие события от травм и триггеров в прошлом. Учимся отличать похожие состояния: гнев от фрустрации и агрессии, стыд от вины, тревогу от стресса.
🗝️ Отмечаем и предугадываем триггеры, телесные ощущения, накопленную усталость и моменты, когда мы не удовлетворяем свои базовые потребности, за которыми следуют агрессивные проявления.
🗝️ Выделяем пространство и время для приятной нам физической нагрузки, тактильных ощущений, одиночества, хобби, творчества.
Как вести себя, если мы ранили ребёнка?💔 Открываемся к контакту, одновременно давая пространство побыть без нас, если это необходимо.
💔 Выражаем ребёнку сожаление и сочувствие, но не выпрашиваем прощения. Признаём, что не сдержались, что будем стараться находить другие выходы, что всё равно любим ребёнка.
💔 Перекрываем разделение: напоминаем о приятных планах и приступаем к их выполнению, если это возможно.
💔 Даём ребёнку возможность выразить его эмоции, если ему сложно успокоиться или принять наши извинения.
💔 Поддерживаем контакт и даём ощущение, что наши отношения в порядке.