Старший ребенок привязан к младшему:
❤️ С ощущением, что он старше и более зрелый, хотя бы немного;
❤️ С переносимой долей ответственности;
❤️ С чувством опеки и силы защитить, если понадобится и родителей не будет рядом;
❤️ С желанием образумить и показать как правильно;
❤️ С чувствительностью к беспокойству и дискомфорту младшего.
Младший ребёнок в иерархии оказывается ниже старшего:
✅️ Чтобы выдерживать доминирование старшего;
✅️ Чтобы меньше спорить;
✅️ Чтобы принимать его указания и его заботу;
✅️ Чтобы держаться его, быть ближе;
✅️ Чтобы следовать за ним, повторять и учиться у него;
✅️ Чтобы обратиться за помощью, если взрослых нет рядом.
Как мы можем помочь?▶️ Рассказываем заранее старшему о появлении малыша, его особенностях, возможных взаимодействиях, а также о том, что когда-то малыш вырастет и станет таким же классным, как старший ребёнок сейчас.
▶️ Называем детям эмоции и чувства друг друга, объясняем мотивы поступков, особенно когда можем их связать с заботой одного о другом.
Можно создать вместе переводчик с малышкового языка: как малыш просит молоко, показывает, что хочет в туалет, интересуется игрушкой, зовёт маму, папу, брата / сестру.▶️ Повествуем детям друг о друге, подчёркивая нежные проявления, хорошие намерения, то, чем они похожи друг на друга. Отмечаем даже минорные проявления заботы:
поделился яблоком, уступил качели, снял высохшую одежду.
▶️ Ищем и отмечаем общее в детях: внешность, интересы, поступки, действия, любимую еду.
Даже базовые: моется / ездит на велосипеде / не рвёт книжки / спит как старший, ест то же, что и вся семья.▶️ Учитываем всех детей: дарим подарки обоим (по возрасту), находим в расписании занятия для каждого.
▶️ Вовлекаем обоих детей в игры, где один из них будет руководить, а другой следовать инструкции.
▶️ Даём каждому из детей периодически задание разделить что-то между ними поровну, например, яблоки. Можно отметить, что делящий выбрал особенное яблоко для брата / сестры.
▶️ Если дети конфликтуют при делёжке еды — один делит на порции, другой выбирает первым, какая его.
▶️ Благодарим за подарки друг другу, не вынуждая самих детей выражать благодарность.
▶️ Отмечаем как важны дети друг для друга.
- Как сильно младший ждал возвращения старшего, чтобы поиграть, как спрашивал перед сном, заснул ли уже старший и встретятся ли они во сне, как хочет вырасти таким же умным / сильным, как старший.
- Как старший спрашивал, возьмут ли младшего на прогулку или в магазин, чтобы вместе залезть на самую высокую горку / выбрать еду.
▶️ Ищем то, в чём старший является примером, образцом или способным обучить младшего, подчеркивая авторитет старшего.
Если хотите отметить способность хулиганить, то это не должно быть с укором, а скорее про принятие детей любыми.▶️ Обращаем внимание на моменте, когда младший ориентируется на мнение старшего и ждёт его одобрения или помощи.