Социализация, отношения и привязанность
Привязанность лежит в основе отношений и взросления, она создаёт тихую безопасную гавань, где ребёнок может быть собой и развиваться.

Ребёнок перенимает ценности, интересы, внешний вид, способы общения от того источника, к которому сильнее всего привязан.

Привязанность к ровесникам не даёт стимула взрослеть, а готовит жить в обществе равных, со своей культурой и принципами уместности.
Темы раздела
• Семейное наследие
• Уровни привязанности
• Перепривязанность
• Научение в контексте привязанности
• Перепривязанность к учителю: тёмная сторона
• Краеугольный камень социализации
• Две ветви социализации
• Зрелость в 3D
• Инстинкты, мешающие учиться
• Перепривязанность к сверстникам
• Извинения детей
• Сексуальность и привязанность
• Деперсонализация привязанности
• Буллинг
• Как заподозрить буллинг в школе?
• Абьюз — буллинг в близких отношениях
• Признаки кибербуллинга
• Как защитить ребёнка от кибербуллинга?
• Привязанность между братьями и сёстрами
• Иерархия среди детей внутри семьи
Семейное наследие
Вопросы для обоих родителей

Возьмите по листу размера А3 каждый, выпишите свои списки и выделите общее. Важно перечислять то, что реально есть в вашей жизни или прошлом опыте, а не шаблонные страхи / пожелания.

1️⃣ Что из того хорошего, что я в жизни получил(-а), я бы хотел(-а) передать своим детям?

Полученные сокровища могли прийти не только от родителей, но и от других родственников, друзей, школы, ВУЗа, работы, партнёра или просто благодаря обстоятельствам.

✅ Друзья по всему миру;
✅ Несколько активных иностранных языков;
✅ Ощущение, что можно не справиться / отказаться от чего-то, что раньше делала и это не Конец Света;
✅ Любовь к книгам;
✅ Опыт путешествий налегке;
✅ Выстроенные границы и ощущение, что я не обязана терпеть, если мне дискомфортно;
✅ Умение проверять информацию, а не верить в неё;
✅ Опыт ненасильственного общения;
✅ Принадлежность к сообществу со схожими принципами воспитания детей и жизни.


2️⃣ Что из того плохого, что я в жизни получил(-а), я могу позволить себе передать детям?

В любом случае мы передадим детям что-то плохое, важно подумать сейчас о том, что из этого не будет трагедией.

🆗 Терпимость к беспорядку;
🆗 Умение игнорировать реальность через книги / сериалы;
🆗 Разрыв связи с родственниками, с которыми сложно;
🆗 Компьютерную и игровую зависимость;
🆗 Склонность держаться подальше от людей;
🆗 Высокую чувствительность, ранимость и нейроособенности;
🆗 Способность идти на конфликт, когда нужно выпустить пар;
🆗 Жаргон и матерный лексикон;
🆗 Разнообразный подростковый сексуальный опыт;
🆗 Оценочное отношение к собственному телу.


3️⃣ А что из плохого передавать совершенно не хочется?

Важно указать самое острое и болезненное, что нужно избежать любой ценой.

⛔️ Опыт сексуализированного насилия в раннем возрасте;
⛔️ Склонность к селф-харму.
Уровни привязанности
В теории привязанности способность к отношениям развивается постепенно, через шесть этапов, соответствующих первым шести годам жизни ребёнка. Этапы замещают и дополняют друг друга одновременно, обеспечивая новый, более сложный способ ощущать себя в контакте и близости.
Перепривязанность
Когда привязанность к родителю ощущается небезопасной или большую часть дня родители недоступны, возникает перепривязанность ➡️ компенсация потребностей в понимании, близости и принятии.

Объекты перепривязанности
➡️ Сверстники
➡️ Домашние питомцы
➡️ Предметы и ритуалы: одежда, гаджеты, распорядок дня, сладкое, игрушки, книги...
➡️ Группы людей: спортивные команды, музыкальные группы, нация, одношкольники, субкультуры...
➡️ Взрослые вне семьи: учитель, тренер, воспитательница в саду, садовник, случайный спутник...
➡️ Возлюбленные и партнёры

Перепривязанность — не зло, это способ найти покой и комфорт в новом месте, обрести устойчивость и ориентиры. Но она не должна мешать отношениям с нами.
Научение в контексте привязанности
Почему дети учатся?
  • Следование роли ученика
    • В советском детстве привязанности к роли ученика было достаточно, чтобы стремиться к обучению.
    • Социализм уравнивал всех и создавал всеобщий фон для копирования усердности друг за другом.
    • Общество перестроилось и роли ученика не хватает для следования, в нашем мире ценятся личный вклад, свобода выбора и индивидуальность.
  • Умное общество
    • В специализированных школах может быть принято учиться и быть умным равнозначно быть признанным в коллективе.
    • Закрытое пространство элитных школ, гимназий и лицеев создаёт не только ощущение особенности у детей, но и ощущение, что никто их не понимает за пределами школы.
    • Верхней фигурой в иерархии может стать учитель: с ним строятся особенные отношения и важно, чтобы это был достойный человек, умеющий соблюдать границы.
  • Сверхинтеллект
    • Выдающиеся интеллектуальные способности и их ценность в контексте отношений с родителями — путь для одарённых и замыкающихся на себе детей.
    • Для зрелой личности собственных способностей и желания их развивать будет достаточно — так бывает у подростков после основного кризиса.
    • Если социум не отвлекает, так как не ценен благодаря нейроособенностям — есть шанс сфокусироваться на учёбе или переключиться на что-то более важное, уйдя в гиперфокус.
  • Привязанность к учителю
    • Отношения с учителями и привязанность помогают детям оптимизировать и приоритизировать обучение, сделать его спонтанным за счет следования за фигурой привязанности, подражания ей, преданности, поиска одобрения.
    • Привязанность формируется по выбору ребенка, её нельзя навязать, и она будет определять, чему именно захочет учиться ребёнок.
    • Привязанность замещает инстинкты выживания, погружает мозг в состояние покоя, активируя полный потенциал для обучения: память, внимание и мотивацию.
Перепривязанность к учителю: тёмная сторона
👁 Защитный перенос привязанности ➡️ «образцовое поведение»‎ в классе и желание быть лучшим, чтобы ценили учителя.

👁 Стремление к близости и значимости может деперсонализироваться ➡️ погоня за оценками.

👁 Смена распорядка дня из-за родителей нарушает возможность быть в контакте с учителями ➡️ воспринимается как разделение с фигурой привязанности.

Важно: материалы ниже могут поднять очень сложные чувства, если вы встречались с сексуализированным насилием, особенно в детстве. Отнеситесь к себе бережно и пропустите этот блок, если эта тема не проработана.

⚠️ История про Лигу школ
⚠️ История про ЛЭШ
⚠️ История про 57 школу
⚠️ Подкаст Ученицы
⚠️ Видео Почему дети молчат?


Шаги в пропасть
1️⃣ Взрослый завладевает вниманием и доверием ребёнка. Показывает, что он ребёнка видит, приглашает, принимает, понимает.

2️⃣ Взрослый уверяет ребёнка в том, что больше никто на свете ему такого не даст, потому что:
  • Все кругом плохие, и никто кроме меня не позаботится о тебе так, как тебе надо;
  • Ты плохой, и никто кроме меня не будет принимать тебя таким, какой ты есть.

3️⃣ Вера во взрослого человека, к которому привязан ребёнок часто гораздо сильнее, чем вера в себя и в сверстников, и разочароваться во взрослом абьюзере практически невозможно. Ребёнок скорее решит, что с ним что-то не так, чем со взрослым. Что бы он ни делал.
Краеугольный камень социализации
Надежды
💟 Ребёнок посмотрит на других детей и научится чему-то полезному.
💟 У ребёнка появятся друзья и он будет проводить время на улице, участвую в подвижных играх, катаясь на велосипеде и бегая.
💟 Подрастёт младший сиблинг и будет играть со старшим, а у родителей появится время на себя.


Реальность
🚸 Ребёнок приклеивается к друзьям и отказывается следовать за нами.
🚸 Ребёнок выучивает новые матерные слова, рыгает алфавит и гоняет голубей.
🚸 Ребёнок просит купить косметику, покрасить волосы, новые штаны как у друга.
🚸 Ребёнок близко знакомится с гаджетами и начинает в них залипать.
🚸 Ребёнок распробовал покупные сладости и снэки и отказывается от другой еды.
🚸 Периоды свободной игры сиблингов сменяются битвами на выживание ➡️ их нужно активно разнимать и вести игру самостоятельно.
🚸 Для стабилизации требуется время, чтобы дозреть, и контакт со стабильным взрослым, а не усиленное погружение в среду сверстников.
Две ветви социализации
1️⃣ Социализация из привязанности
  • Слияние с обществом и встраивание в группу: отождествление с ней, подражание внешности, материальным и внутренним ценностям.
  • Сближение со взрослым в качестве фигуры привязанности и следование за ним в большой мир.
  • Сватовство — передача из рук заботящегося родителя в руки временной фигуры, обеспечивающей привязанность — учителя, воспитателя, тьютора, репетитора.

2️⃣ Социализация через зрелость и процессы взросления
  • Ребёнок следует по пути индивидуации — осознаёт, кто он, какие его интересы и ценности, встраивая их в личность и мнение о себе.
  • Личность формируется без потери отдельности и слияния, ребёнок имеет свое личное мнение, не пытается подстроить себя под кого-то ещё и быть принятым благодаря похожести и общим интересам.


Бонусы второго пути
💟 Способность быть вместе с кем-то, не теряя отдельности, не сливаясь и не подстраиваясь.
💟 Присутствие смешанных чувств, устойчивость, обоснованность и мудрость.
💟 Личное мнение, независимость и открытость к спорам и отстаиванию своих убеждений.
💟 Стремление к зрелости и равенству, идущие изнутри, принятие прав тех, кто отличается и имеет иное мнение / внешность / ценности.
💟 Способность контактировать с интегрированными в общество представителями других культурных слоев и уважение к ним.


Как помочь этому свершиться?
✅️ Не допускаем преждевременной социализации и сохраняем за собой статус ведущей фигуры привязанности.
✅️ Становимся буфером между ребенком и миром, полным предрассудков, сторонних ценностей, общественных требований.
✅️ Приветствуем индивидуальность, не устремляем детей к общественной норме, даём ресурсы и пространство для становления и дозревания личности — творчество, персональные зоны ответственности, расширение свобод и нерушимые приятные рутины.
Инстинкты, мешающие учиться
1️⃣ Инстинкт застенчивости помогает удерживать основную привязанность и защищает детей от перепривязанности, заодно препятствуя обучению и следованию. Нам важно, чтобы этот инстинкт работал — застенчивый ребёнок не будет убегать от нас, брать конфеты у незнакомых и помогать сомнительным личностям.

💟 Стеснительность и застенчивость направлены на защиту привязанности. В учёбе инстинкт устраняется при игровом взаимодействии, сватовстве и активации привязанности к учителю.

2️⃣ Поляризация привязанности — когда в доступе есть несколько потенциальных фигур для контакта, ребёнок выбирает одну и может отталкивать другую, хотя наедине этого не происходит. Так занятия тет-а-тет с учителем могут проходить продуктивно, хотя рядом со сверстниками уроки срываются.

💟 Сватовство может помочь снизить поляризацию привязанности: родитель и учитель на одной стороне, с ними безопасно.
💟 Если привязанность к взрослому устойчива у многих учеников, то поляризация привязанности в контакте со сверстниками будет менее актуальна.

3️⃣ Противление — реакция на давление, принуждение и неактивированную привязанность. Оно отодвигает ребенка от навязываемого процесса обучения, это инстинкт сопротивления контролю извне и чужой воле. Частая смена учителей мешает формировать устойчивые привязанности.

💟 Противление устраняется предварительным завладеванием внимания и активацией привязанности через взгляд-улыбку-кивок. Ритуалы активируют следование, желание выглядеть хорошим для фигуры привязанности, желание делать то, о чем просят.
💟 Чем глубже привязанность, тем меньше чувствуется принуждение и давление и легче активируются инстинкты следования.

Настройка на учёбу
💟 Ритуалы: совместные чаепития с обсуждениями, книга жалоб и предложений, питомец из помпона на каждый стол или график эмоций в виде прогноза погоды в классе помогут сонастраивать весь класс на следование, снижать тревогу за счет приятного действия и чувствовать себя важными и видимыми для учителя.
💟 Активация проприоцепции: гамаки, лепка, резинки на стульях, действия обоими руками помогут успокоить нервную систему и отвлечься от гаджетов.
💟 Ритуалы прощания после урока или приятные задания перед каникулами могут перекрывать разлуку и делать проще активацию привязанности при следующей встрече.
Зрелость в 3D
Процессы созревания запускаются дома, из состояния покоя, возможности играть и быть собой. Поддерживают их фигуры привязанности — родители, учителя, тьюторы, психологи, коучи, библиотекари.

Академическая зрелость — вовлеченность в учебу вне контекста привязанности и игры. Учителя и родители могут поддерживать интерес, поощряя задавание вопросов, нормализуя сомнение, включая живые эксперименты в урок, делясь собственным опытом при столкновении с ошибками, прощупывая, появилась ли возможность одновременно смотреть с двух точек зрения, учитывать персональные интересы детей.

Эмоциональная зрелость — способность испытывать смешанные чувства и на этом фоне обрести самоконтроль, храбрость, волю, психологическую устойчивость. Взрослые могут давать пространство для выражения грусти и валидировать эмоции, желательно вдали от жестокости сверстников.

Социальная зрелость — учитывать и себя, и других одновременно, быть цивилизованными и эмпатичными. Для этого необходимо пространство для созревания, ощущение собственной ценности и уникальности. Можно включать командную работу, чтобы показывать разные точки зрения и как может команда находить уникальные решения.


Что помогает дозреть?
  • Дискуссии, математические бои, исторические суды, игры живого действия, в которых происходит формирование мнения и отстаивание точек зрения между учениками.
  • Иерархичные связи между старшими и младшими классами, обеспечивающие возможность заботиться и проявлять ответственность.
  • Намеренно допущенные ошибки в ходе рассуждений, их принятие и исправление. Некоторым детям нравится формат заданий «исправь ошибку».
  • Ценность интересных ходов в решениях задачи, не совпадающих со стандартными алгоритмами и мотивация смотреть на задачи под разными углами.
  • Имена учеников в качестве героев задач и учёт их интересов в тематике урока.
  • Возможность решать задачи собственным путём без навязчивых подсказок, подсвечивание альтернативных решений.
  • Игровые элементы, квесты, логические пятиминутки и эксперименты для возврата фокуса внимания.
  • Тёплые отношения между учителями и родителями учеников, знаки внимания, рекомендации книжек по интересам.
Перепривязанность к сверстникам
❓К кому ребёнок идёт за руководством, поддержкой, с кем обсуждает свои проблемы?

Если ребёнок получает от нас нотации, косые взгляды, навязанную помощь, критику и подобные проявления чаще, чем поддержку, принятие, готовность выслушать, то желание идти на контакт снижается.
➡️ Ценим честность в детях и никогда не наказываем за правду.


❓Может ли взрослый вторгнуться и завладеть вниманием ребёнка, когда тот находится среди друзей?

Дошкольники и младшие школьники могут сфокусироваться только на одном объекте ➔ удерживать внимание одновременно на взрослом и на друзьях нереально.
➡️ Встраиваем себя в структуру группы, к которой принадлежит ребёнок, например, ходим вместе в походы или на танцы.


❓На кого ориентируется ребёнок при выборе занятий и модели поведения: на учителя / близкого взрослого / одноклассников / старших друзей?

➡️ Старшие дети могут оказаться более зрелыми и эмоционально стабильными, задавая ролевую модель.
➡️ Молодые преподаватели — промежуточное звено: у них уже есть опыт самостоятельной жизни, но они ещё помнят себя в юности и им бывает легко найти общие темы с детьми.

❓Возможно ли создание естественной иерархии в среде?

Сообщество сверстников неустойчиво, в нём рождается стремление быть похожими друг на друга, не выделяться, подражать ➔ конкуренция и замедление формирования личности. Невозможно услышать себя в слиянии с другими.
➡️ Смешаны дети нескольких возрастов ➔ возможны отношения, где старшие дети помогают младшим, поддерживают и заботятся о них, а младшие тянутся за ними.


Как взаимодействовать с друзьями детей?

💟 Знакомимся с друзьями детей и становимся связующим звеном между ребёнком и другой привязанностью при разногласиях:
  • Ограничиваем жестокое взаимодействие, режиссируя игру или переключая детей на себя;
  • Задаем рамки и контекст для общения;
  • Даём свободу кричать и ярко проявляться.

💟 Приглашаем в гости друзей и их родителей от своего имени ➡️ сохраняем лидерскую позицию и перехватываем инициативу.

💟 Участвуем в общении детей:
  • Входим в круг через общие интересы и занятия;
  • Предлагаем заботу всем: кормим, выслушиваем, покупаем на всех билеты в театр;
  • Одалживаем запрещённые в РФ книги из своей библиотеки;
  • Учим всех чему-то классному, не забываем про хобби руками!
Извинения детей
🙇‍♀️ Слова «спасибо», «извини» — не просто дежурные фразы, а способы проявить раскаяние, заботу, благодарность.

❌️ Принудительные извинения и благодарности неубедительны, так как они идут не из чувства неравнодушия, раскаяния и признательности, а из подчинения. Ребёнок не станет в таком подходе просить прощения и благодарить, когда будет вдали от родителя до тех пор, пока страх в голове не станет сильнее, чем собственная воля.

🙇‍♀️ Искреннее желание «обнять бабушку» идёт изнутри, из любви и желания поддерживать контакт. Но бабушка может странно пахнуть, слишком сильно сжимать или разбрызгивать слону при разговоре — тогда хочется от неё держаться подальше, особенно при высокой чувствительности.

✅️ Мы имеем право не обниматься, ощущать раскаяние и благодарность, так как наши тела и чувства принадлежат нам.
Фальшивые проявления чувств и насильные объятия отделяют нашу внешнюю оболочку от внутренних проявлений, выстраивают маску и ложные личности ➡️ отказ от проявления реальных чувств ➡️ телесные проявления: тики, кожные реакции, неврозы, компульсии, панические атаки, депрессивные эпизоды и прочие психосоматические истории.

🙇‍♀️ Способность заботиться развивается в ребёнке, когда он принимает заботу и сопереживание со стороны своих фигур привязанности и наблюдает за тем, как его близкие взрослые заботятся друг о друге и о других людях.
Из заботы вырастают сочувствие, эмпатия, благодарность и небезразличие.

📗 «День глухого кита», Кристина Стрельникова — для детей постарше
📗 Дебора Макнамара, «Ни за что не извинюсь» / The Sorry Plane


Обсуждаем с партнёром

❤️ Совпадают ли у нас взгляды на извинения детей и правила приличия?
Сексуальность и привязанность
▶️ Сексуальность управляется привязанностью и зависит от того, насколько глубокие уровни привязанности доступны. Сексуальный контакт может заглушить голод по привязанности на базовых уровнях, даже если не приводит к отношениям.

▶️ Секс влияет на нас на химическом и психологическом уровнях, его биологический смысл в создании устойчивой пары и продолжении рода. Сексуальные отношения направлены на построение близких доверительных отношений, но могут оставаться на поверхностном уровне, заточенном под телесный контакт, а не эмоциональное взаимодействие, заботу, родство душ и любовь.

▶️ Деперсонализация привязанности приводит к поиску новых и новых свершений на сексуальной арене.


Уровни привязанности в контексте сексуальных отношений

1️⃣ Телесный уровень: прикосновения, поцелуи, объятия, массаж, петтинг, секс.
⚠️ Часто именно этот уровень страдает в подростковом возрасте — со взрослыми уже не так легко обниматься, меняется восприятие их запахов, никто не может взять на ручки или покатать на спине.

2️⃣ Похожесть: общие ощущения, интересы, приобретённый опыт, способы развлечения.
⚠️ Обычно подростки знакомятся с будущими партнёрами не случайно, а в школе, в социальных сетях, в онлайн-играх, на кружках, в походах, в лагерях, в каналах с общими интересами.

3️⃣ Принадлежность и преданность: встречаться с кем-то, хранить верность, быть в отношениях.

4️⃣ Значимость: заботиться о состоянии партнёра, помогать, ценить.

5️⃣ Любовь: стремление создать семью, быть вместе с другим человеком.

6️⃣ Познанность: доверять самое сокровенное, не держать секреты, знать другого как самого себя.
💜 Уважение к отдельности друг друга, соблюдение границ и отсутствие секретов, разделяющих партнеров, сопровождает отношения двух зрелых людей.
Деперсонализация привязанности
Если достойной фигуры для привязанности не нашлось или выстроены защиты, инстинкт проявляется в пространство, привязанность теряет фокус и проявляется в поле.

1️⃣ Телесный уровень
Поиск случайных телесных контактов, обнимашки со всеми, игра в бутылочку, мастурбация.

2️⃣ Похожесть
Стремление быть как все, копировать внешность, интересы, музыкальные предпочтения, пищевые привычки, одежду социальной группы, заниматься сексом, даже если ещё не созрел внутренний порыв и нет избранного партнёра.

3️⃣ Принадлежность и преданность
Частая смена партнёров, группировки друзей, привязанность к режимам и ритуалам, коллекционирование, свободные отношения, групповой секс, использование тела партнёра друзьями.

4️⃣ Значимость
Поиск поклонников и восхищения в коллективе, без желания быть важным для конкретного человека, погоня за лайками и популярностью в интернете, перфекционизм, стремление к достижениям.

5️⃣ Любовь
Стремление создать семью, быть вместе с другим человеком отделяется от сексуальности. Признание в коллективе может быть связано с наличием одного или нескольких сексуальных партнёров, секс и романтика разделяются. Влюблённость в персонажей, музыкантов, актёров и прочих недоступных персонажей.

6️⃣ Познанность
Откровенность в социальных сетях, неспособность сохранять свои собственные секреты.
Буллинг
Отличительные особенности, участники и последствия.
  • Буллинг или конфликт?
    Травля (буллинг) — систематическое, целенаправленное причинение вреда, объединение «все против одного».

    Конфликт — разногласия между равными по силе участниками «один на один».
  • Участники травли
    1️⃣ Булли;
    2️⃣ Последователи булли;
    3️⃣ Невмешивающиеся наблюдатели.

    ⚠️ При работе с коллективом важно снижать толерантность к насилию именно у третьей категории — их всегда большинство. Молчаливое порицание считывается булли как согласие и одобрение.
  • Поведение и особенности булли
    • Самоутверждается за счет превосходства над другими;
    • Использует уязвимости жертвы;
    • Подпитывается за счёт безучастного большинства;
    • Заблокированы чувства ➡️ эмоциональное ожесточение;
    • Страх быть уязвимым;
    • Доминирование с целью не оказаться на месте жертвы;
    • Отказ от ответственности и заботы;
    • Выключенная эмпатия;
    • Ранящий опыт и отстутствие чувства безопасности в прошлом.
  • Последствия травли
    💔 Защита от уязвимости, ожесточение, блокирование эмоций, вплоть до алекситимии;
    💔 Ощущение беззащитности и небезопасности, отсутствие опоры на окружающих людей;
    💔 Умножение насилия и перенос невыраженной агрессии на тех, кто слабее: младших детей, животных, аутоагрессия;
    💔 Депрессия, тревожность, заниженная самооценка, снижение успеваемости, ПТСР, панические атаки;
    💔 Социальная незрелость: исключение себя из общества, одиночество, социофобия.
— О нет... Это булли, который хреново буллит... Просто игнорируй его...

— Чё как, Мальчик-которому-дают? Ты выглядишь усталым. Всю ночь активно социализировался?

— Ты знаешь, что все обсуждают тебя за твоей спиной, да? Они твердят, что "он на расслабоне" и "этот чел знает места".

— Вот немного денег на ланч. Возьми их и убирайся с глаз моих долой, милашка.

Спустя несколько часов

— С такой ситуацией дома неудивительно, что он вырос таким...
Как заподозрить буллинг в школе?
📌 Заметно изменилось поведение:
  • Спокойный ребёнок стал агрессивным, громким и раздражительным;
  • Активный ребёнок стал подавленным и заторможенным;
  • Общительный ребёнок стал грустным и замкнутым;
  • Эмоциональный ребёнок стал сдержанным и безразличным.

📌 Нет желания идти в школу:
  • Придумывает причины, чтобы остаться дома;
  • Притворяется больным;
  • Выходит из дома, но не идёт в школу;
  • Выходит позже обычного и возвращается раньше окончания всех уроков.

📌 Гораздо больше болеет в учебный период (на каникулах отпускает): простуды, головные боли, расстройства и спазмы в ЖКТ, ПМС у девушек.

📌 Резко снизилась успеваемость.

📌 Неохотно делится новостями из школьной жизни, хотя раньше это было частой темой для обсуждений.

📌 Старается избежать внешкольных мероприятий (экскурсий, походов, чаепитий, классных часов).

📌 Часто пропадают вещи (ребёнок может говорить, что теряет их).

📌 Не ходит в гости и на дни рождения к одноклассникам и их не зовет к себе.

📌 Просит взрослого провожать и встречать его из школы, хотя раньше ходил самостоятельно.

📌 На теле ребёнка появляются синяки и ссадины, происхождение которых он не всегда может объяснить.

📌 Ребёнок часто просит деньги для школы, и суммы постепенно растут.

📌 Резко снизилась самооценка, ребёнок вдруг стал тревожным, неуверенным, думает, что ни на что не годится, ему снятся кошмары, появились обсессии и компульсии.
Абьюз — буллинг в близких отношениях
В таких отношениях присутствует исключительно доминирование и игнорируются забота и ответственность.

⛔️ Насилие, оправданное чувством любви;
⛔️ Стремление добиться своего через насилие, унижение и принуждение к сексу;
⛔️ Секс как способ установить иерархию;
⛔️ Секс без согласия второй стороны, в бессознательном состоянии;
⛔️ Зацикленность на подчинении и доминировании;
⛔️ Принуждение к сексу с другими людьми;
⛔️ Ревность и собственничество;
⛔️ Обвинения жертвы в провоцировании насилия;
⛔️ Газлайтинг — переубеждение партнёра, что он(-а) выдумывает, что в отношениях проявляется насилие;
⛔️ Игнорирование желания другого, во главе — желания абьюзера;
⛔️ Обрывание связи жертвы с родственниками, друзьями, коллегами под прикрытием псевдозаботы;
⛔️ Денежная зависимость как способ контроля.

💫 Видео Tea and consent
Признаки кибербуллинга
⚠️ Ребёнок проявляет необычные и несвойственные ему эмоции, особенно после сёрфинга в Интернете или времени наедине со смартфоном.
  • Спокойный ребёнок стал агрессивным, громким и раздражительным;
  • Активный ребёнок стал подавленным и заторможенным;
  • Общительный ребёнок стал грустным и замкнутым;
  • Эмоциональный ребёнок стал сдержанным и безразличным.

⚠️ Ребёнок вздрагивает, когда слышит звук приходящего сообщения или вибрацию телефона, выглядит встревоженным, обиженным или напуганным.

⚠️ Ребёнок часто проверяет телефон, читает написанное, но ничего не пишет.

⚠️ Ребёнок избегает обсуждений или удаляет историю посещений после активности за компьютером или смартфоном.
Может быть естественно, если ребёнок боится осуждения своих интересов, например, при просмотре порнографии.

⚠️ Ребёнок закрыл свою страницу, сменил имя в профиле или удалил аккаунт из соцсетей, перестал вести свой блог.
Может быть способом стать продуктивнее и ограничить собственное время в гаджетах.

⚠️ Ребёнок внезапно сменил свой аватар на непонятный символ, животное, фото незнакомого человека.
Может быть и сигналом, что ребёнок заботится о своей безопасности в сети.

⚠️ Ребёнок проводит время в одиночестве, отдаляется от семьи, друзей, хобби и занятий, к которым раньше проявлял интерес.

⚠️ Ребёнок постоянно «теряет» вещи, телефоны, просит большие суммы денег и скрывает, куда они уходят.
Шантаж может происходить как в сети, так и в школе или по пути домой.

⚠️ Ребёнок внезапно начинает считать себя неудачником, слабаком, тупицей, обвиняет себя.
Может быть и последствием эпитетов, которые мы или учителя используем в отношении ребёнка.

⚠️ Ребёнок раньше был или является сейчас жертвой травли в школе.

⚠️ Ребёнок плохо спит, часто просыпается, рассказывает о ночных кошмарах или спит слишком много.
Может быть последствием вечернего употребления сладкого, солёного, красного мяса, молочных продуктов, перегрузок в школе или отстутствия гигиены сна.

⚠️ Ребёнок жалуется на плохое самочувствие, часто болеет, теряет аппетит.
Может быть из-за перегрузок в школе или на кружках, из-за конфликтов в семье и кучи других причин.

⚠️ Ребёнок проявляет самоповреждающее поведение (селф-харм), ищет в Интернете информацию о самоубийствах.
Как защитить ребёнка от кибербуллинга?
❤️ Отношения — превыше всего. Храним детские секреты, не ругаем за правду, учимся извиняться, находимся в конфликтах на стороне ребёнка.

❤️ Разговариваем с ребёнком, делимся своими способами обеспечения безопасности в социальных сетях, не публикуем детские фотографии без личного разрешения.

❤️ Вместе смотрим фильмы и читаем книги про identity theft, кибербуллинг, социальные сети как способ слежки, кибертерроризм, самообучение искусственного интеллекта и риски, с этим связанные.

❤️ Учим ребёнка отделять свою личность от мнений других людей и комментариев в Интернете. Все оскорбления, которые пишут люди, говорят о них самих, а не об объекте их критики.

❤️ Получаем доступ ко всем аккаунтам ребёнка и коды к его устройствам для экстренных случаев, но не для слежки.

❤️ Активно пользуемся соцсетями и гаджетами, интересуемся контентом, который поглощает ребёнок, читаем или смотрим тех же блоггеров, наблюдаем за группами, в которых состоит ребёнок, пользуемся мобильными приложениями, связанными с контактами с другими людьми, которые использует ребёнок.

❤️ Всё, что когда-либо было размещено в сети, остается там навечно за редкими исключениями. Рассказываем про это ребёнку на своих личных примерах.
Привязанность между братьями и сёстрами
Старший ребенок привязан к младшему:
❤️ С ощущением, что он старше и более зрелый, хотя бы немного;
❤️ С переносимой долей ответственности;
❤️ С чувством опеки и силы защитить, если понадобится и родителей не будет рядом;
❤️ С желанием образумить и показать как правильно;
❤️ С чувствительностью к беспокойству и дискомфорту младшего.

Младший ребёнок в иерархии оказывается ниже старшего:
✅️ Чтобы выдерживать доминирование старшего;
✅️ Чтобы меньше спорить;
✅️ Чтобы принимать его указания и его заботу;
✅️ Чтобы держаться его, быть ближе;
✅️ Чтобы следовать за ним, повторять и учиться у него;
✅️ Чтобы обратиться за помощью, если взрослых нет рядом.


Как мы можем помочь?
▶️ Рассказываем заранее старшему о появлении малыша, его особенностях, возможных взаимодействиях, а также о том, что когда-то малыш вырастет и станет таким же классным, как старший ребёнок сейчас.

▶️ Называем детям эмоции и чувства друг друга, объясняем мотивы поступков, особенно когда можем их связать с заботой одного о другом.
Можно создать вместе переводчик с малышкового языка: как малыш просит молоко, показывает, что хочет в туалет, интересуется игрушкой, зовёт маму, папу, брата / сестру.

▶️ Повествуем детям друг о друге, подчёркивая нежные проявления, хорошие намерения, то, чем они похожи друг на друга. Отмечаем даже минорные проявления заботы: поделился яблоком, уступил качели, снял высохшую одежду.

▶️ Ищем и отмечаем общее в детях: внешность, интересы, поступки, действия, любимую еду.
Даже базовые: моется / ездит на велосипеде / не рвёт книжки / спит как старший, ест то же, что и вся семья.

▶️ Учитываем всех детей: дарим подарки обоим (по возрасту), находим в расписании занятия для каждого.

▶️ Вовлекаем обоих детей в игры, где один из них будет руководить, а другой следовать инструкции.

▶️ Даём каждому из детей периодически задание разделить что-то между ними поровну, например, яблоки. Можно отметить, что делящий выбрал особенное яблоко для брата / сестры.

▶️ Если дети конфликтуют при делёжке еды — один делит на порции, другой выбирает первым, какая его.

▶️ Благодарим за подарки друг другу, не вынуждая самих детей выражать благодарность.

▶️ Отмечаем как важны дети друг для друга.
  • Как сильно младший ждал возвращения старшего, чтобы поиграть, как спрашивал перед сном, заснул ли уже старший и встретятся ли они во сне, как хочет вырасти таким же умным / сильным, как старший.
  • Как старший спрашивал, возьмут ли младшего на прогулку или в магазин, чтобы вместе залезть на самую высокую горку / выбрать еду.

▶️ Ищем то, в чём старший является примером, образцом или способным обучить младшего, подчеркивая авторитет старшего.
Если хотите отметить способность хулиганить, то это не должно быть с укором, а скорее про принятие детей любыми.

▶️ Обращаем внимание на моменте, когда младший ориентируется на мнение старшего и ждёт его одобрения или помощи.
Иерархия среди детей внутри семьи
👫 Родители — это заботливые, ответственные и направляющие взрослые для всех детей.
🙋‍♀️ Старшие дети — ведущие по отношению к младшим, но остаются теми, о ком заботятся и кого ведут взрослые.

‼️ Когда мы чувствуем свою ответственность и ведущую роль, нам проще терпеть, беречь и смотреть с пониманием и принятием на тех, кто младше.

💕 Если мы ждём от старшего ребёнка заботы, сочувствия, снисходительности, ему необходимо ощущать себя сверху, не на равных с другими детьми, а главнее ➡️ ответственнее.

✨ У детей разные права, свободы ➡️ могут возникать и разные обязанности. Они развиты по-разному эмоционально, физически и интеллектуально.


Базовые отличия
  • Старшим можно есть более разнообразную еду и в большем количестве, чем малышам;
  • Подросткам можно позже засыпать, гулять и оставаться дома самим;
  • У старших детей может появляться доступ к гаджетам.
     ⬇️     ⬇️     ⬇️
Естественно, что из-за разного возраста (не поведения, не ума, не любви мамы) они отличаются правами и обязанностями.

✅️ Передаём старшему ребёнку право распоряжаться и давать команды и инструкции младшим, когда он берёт на себя роль ведущего в отношениях. Он старше, ответственнее ➡️ может придерживаясь бережной формы общения.

✅️ Командование без заботы = буллинг ➡️ старший ребёнок должен быть достаточно напитан в отношениях с нами, и присмотр за младшими не должен быть его обязанностью, он может пользоваться этим правом или нет.

✅️ Если старший ребёнок тревожится и не передаёт ответственность за младшего, даже когда мы рядом ➡️ укрепляем свою альфа-позицию в семье. Фразы для передачи руководящей роли обратно маме:
  • Я уже пришла, спасибо тебе за помощь, дальше я сама,
  • Я сейчас разберусь, ты можешь заняться своими делами;
  • Спасибо за заботу, я справляюсь;
  • Теперь я дома, можешь отдохнуть, я с ним.

✅️ Не перегружаем старшего ребёнка ответственностью за малышей — у него должна быть возможность освободиться от неё, полагаясь на нас или других взрослых. Ребёнок может присмотреть за младшим, когда ощущает себя в ресурсе заботиться и быть главным в их отношениях.

✅️ Важно показать старшему младшего маленьким и нуждающимся, надеяться на то, что у старшего достаточно ресурса, чтобы это увидеть, что его сердце позволяет ему чувствовать слабость и уязвимость другого, и есть силы ответить на эту слабость заботой и снисхождением.

‼️ Если дети привязаны к старшему брату / сестре так, что эта связь мешает, конкурирует с родительской, то они становятся основной привязанностью.
⚠️ Младшие начинают делать то, что скажет старший вместо того, чтобы следовать за своим родителем.
⚠️ От старшего ребёнка мы не можем избавиться и такое положение дел его выталкивает в альфа-позицию и по отношению к нам.
⚠️ Важно перехватывать младших детей и освобождать старшего от ответственности, окружая своей заботой всех детей, когда мы рядом.
⚠️ Напитывая старшего, мы поддержим всех — вместо нотаций благодарим за помощь, отмечаем успехи и налаживаем отношения.
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Jukan Tateisi