Сенсорное напитывание
Навязчивые движения могут сигнализировать о сенсорных особенностях и голоде проприоцептивной системы. Нам может казаться, что лишние движения и стремление бегать между уроками мешают детям учиться, но всё обстоит иначе.

Проприоцепция позволяет нам
✅️ Ощущать приложенное усилие (силу давления, тяжесть, интенсивность укуса, взаимодействия, толчка);
✅️ Определять положение тела в пространстве;
✅️ Управлять конечностями;
✅️ Получать информацию от рецепторов в мышцах, связках и суставах без прикосновения и визуального контакта;
✅️ Упорядочивать и структурировать сигналы в мозге, модулируя активность: в перевозбуждённом состоянии успокаивают, в заторможенном — активируют.

Все фото в галерее увеличиваются по клику.
Темы раздела
• Сенсорный голод: привычки и действия
• Прикосновения и звуки
• Ребёнок делает домашние задания под телевизор или музыку
• Шум от детей: лайфхаки
• Активация сенсорной системы во рту
• Взаимодействие с тяжёлыми и объёмными предметами
• Держать равновесие
• Стремиться на высоту
• Циклично двигаться
• Искать новые телесные ощущения
• Насыщение среды
• Чувство безопасности
• Спрятаться от перегрузки
• Книги про высокую чувствительность и сенсорную интеграцию
Сенсорный голод: привычки и действия
  • Постоянно шлёпать, болтать, стучать или качать ногой, сильно топать, чтобы напомнить мозгу, где нога;
  • Почёсываться, тереть себя, включая раннюю мастурбацию;
  • Фанатично раскачиваться на стуле, в гамаке или качелях, чтобы ощущать равновесие;
  • Слишком сильно давить на ручку или карандаш при письме, рвать бумагу ластиком;
  • Слишком грубо играть с другими детьми, стремиться столкнуться, ударить, бороться, вторгнуться в личное пространство другого человека;
  • С разбегу врезаться в людей и препятствия, спотыкаться, не нагибать голову, сталкиваясь с предметом;
  • Постоянно проситься на ручки, обниматься, въезжать в родителя головой;
  • Испытывать трудности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц;
  • Двигать всем телом, чтобы посмотреть на что-то, раскоординированно двигать конечностями;
  • Сидеть, подвернув ногу под себя;
  • Залезать на спинку дивана, деревья, постаменты, камни и спрыгивать оттуда;
  • Находиться в перевёрнутых позах;
  • Вертеться вокруг своей оси;
  • Тяга к визуальной стимуляции: яркий свет, фонарики, крутящиеся объекты;
  • Громко слушать музыку;
  • Делать уроки под фоновый телевизор, музыку, аудиосказки.

Оральный сенсорный голод
— Пристрастие к хрустящей еде или к еде с яркими вкусами: солёной, кислой, пряной
— Постоянное жевание, приём пищи даже без аппетита
— Сосание пальцев
— Кусание губ
— Обгрызенные ногти
— Обгрызенные ручки и карандаши
— Жевание бумаги и картона
— Жевание / сосание воротников, рукавов, волос
— Цоканье, причмокивание, сосание
— Отвержение пюре или исключительное питание пюре

‼️ Дети это делают не потому что хотят, а потому что им это нужно для релаксации или сосредоточения.
Прикосновения и звуки
  • Температуры
    • Горячее
    • Холодное
    • Прохладное
    • Тёплое
    • Ледяное
    • Обжигающее
  • Поверхности и текстуры
    • Липкое
    • Мокрое
    • Твёрдое
    • Шершавое
    • Колючее
    • Пушистое
    • Шерстяное
    • Гладкое
    • Шелковистое
    • Тягучее
    • Сыпучее
  • Действия руками
    • Перебирать, пересыпать
    • Очищать
    • Капать на кожу
    • Лопать руками
    • Растирать, мять, тереть
    • Гладить себя и других руками, кисточкой
    • Сковыривать, царапать
    • Кидать
    • Закручивать отвёрткой шурупы
    • Вешать прищепки на пальцы
    • Отвинчивать и завинчивать крышки у бутылок и банок
    • Резать ножницами и ножом
    • Вставлять нитку в иголку
    • Снимать с подорожника семечки, лопать недотрогу руками и снежноягодник ногами
    • Снимать с веток кору, отделять бересту
    • Играть в курочка-петушок-цыплёнок
    • Перебирать в руках гладкие камни и класть их на себя
    • Растирать в руках хвою и нюхать
    • Перебирать колючие шапочки от жёлудя
    • Мять в руках воск и сворачивать листы воска в свечи
    • Сыпать песок на кожу
  • Издавать и слушать звуки
    • Барабанить
    • Щёлкать выключателем, ручкой, суставами
    • Осваивать музыкальные инструменты
    • Кидать камни в воду
    • Слушать море / реку / дождь
    • Топать
    • Цокать языком, стучать зубами, свистеть
    • Петь
    • Надувать пузыри как рыба, надувать воздушные шарики и отпускать их
  • Проводить время без одежды
    Помогает обнулить ощущения от тела, можно сочетать с контактом с водой.
Ребёнок делает домашние задания под телевизор или музыку
✅️ Предсказуемый фоновый шум помогает сконцентрироваться детям с сенсорными особенностями и тревожностью. Внезапные звуки с улицы или затянувшаяся тишина могут тревожить и вынуждать прислушиваться, не влез ли кто-то в дом и не пытается ли открыть окна или двери, чтобы пробраться внутрь, а постоянный фоновый шум будет снижать настороженность.

✅️ В классе — непрерывный спектр фоновых ощущений:
  • Непредсказуемые звуки от одноклассников;
  • Речь учителя;
  • Звуки окружающей среды, включая скрип ручек и карандашей или шелест страниц учебника;
  • Тактильная стимуляция: толкающийся сосед рядом, прикосновения для привлечения внимания, ощущения от одежды;
  • Обилие запахов от других людей;
  • Неподходящий температурный режим;
  • Необходимость попеременно отслеживать происходящее на доске и в тетради глазами.

✅️ Если школьнику тяжело даётся материал на уроках, имеет смысл перечитать его в условиях тишины или контролируемого шума.

✅️ Музыка задаёт ритм для деятельности и влияет на темп сердцебиения ➡️ можно снижать тревожность или просыпаться, если школьник не выспался.

✅️ Знакомая музыка не будет восприниматься как мощное фоновое отвлечение ➡️ может использоваться в моменты личной работы, когда не нужно слышать учителя и одноклассников.

✅️ Полезно иметь опыт выполнения заданий в разных условиях: в школе, дома, на площадке, в гостях, в машине и так далее. Это расширяет опыт взаимодействия со средой. В одних условиях может быть сложно сосредоточиться, а в других будет гораздо легче справиться с концентрацией внимания.
Шум от детей: лайфхаки
— Перенос шумных и разрушительных хобби на кружки.
— Комната со звукоизоляцией: от ковров на стене и полу и до создания домашней звукозаписывающей студии.
— Глухие / работающие весь день соседи.
– Отдельный дом вместо квартиры.
— Обговоренные с соседями и детьми тихие часы.
— Ранний отход ко сну.
— Значительная часть дня вне дома, походы в лес покричать.
— Терпимые к детям и принимающие социальные группы.
— Быть отзывчивее и предугадывать просьбы, слышать детей с первого раза, не повышать голос взрослым.
— Вести за собой в игру с перепиской или необходимостью делать что-то тихо, подкрадываясь.
— Шумоподавляющие наушники и беруши.
— Достаточно личного пространства и укромных уголков, чтобы расходиться, когда игра стала перевозбуждающей или вылилась в конфликт.


🤫 Игра Немой обмен

Игроки собираются за столом и рисуют на карточках или кусочках бумаги следующие символы:
✅ — согласен
❌ — не согласен
➕ — согласен, но нужно что-то ещё

У каждого игрока есть что-то своё:
  • Фломастеры разных цветов
  • Разные блюда в кафе
  • Разные игрушки
  • Разные книги

Если кто-то хочет поменяться с другим, то подаёт сигнал, например, трогает за рукав. Второй игрой отвечает, нажимая на бумажку: да, да с условиями или нет.

Способ тихой коммуникации без необходимости объяснять отказ — может сгладить отношение к отказам и снизить шумовой фон.
Активация сенсорной системы во рту
  • Пить воду из трубочки (стальная или пластиковая, не картонная — у них токсичный клей)
  • Пшикать воду в рот из спрея
  • Выжимать в рот взбитые сливки или что-то пастообразное
  • Играть на губной гармошке, флейте, дудочке
  • Пить газированную воду в небольшом количестве
  • Есть хрустящую еду вроде чипсов из кейла, подсушенного хлеба, хороших сушек, крекеров, домашнего поп-корна
  • Есть жуйкую-резиновую еду вроде чипсов из пармезана, желе, холодца
  • Активно жевать еду: орехи, сырые овощи, твердые фрукты, мясо
  • Грызть грызунки из натурального латекса
  • Грызть пробку
  • Грызть обвязанные бусины
  • Перекатывать косточки или гвоздику во рту
  • Жевать живицу или греческую мастику
  • Носить что-то в зубах
  • Надувать воздушные шарики
  • Задувать свечки
  • Издавать повторяющиеся звуки ртом, гудеть, вибрировать, цокать, рычать, мычать
  • Чистить зубы щёткой (электрическая даёт вибрации) и язык скребком

♥️ Цоканье и сосание помогают долго удерживать внимание и позу за счёт стимуляции геоидной кости.
Взаимодействие с предметами
  • Катать чемоданы
  • Носить тяжёлые рюкзаки
  • Носить корзину с грязной одеждой в стирку, загружать и разгружать стиральную машину
  • Толкать нагруженную продуктами тележку
  • Толкать стену
  • Переносить предметы из одной комнаты в другую, не разбивая / не разливая / не роняя их
  • Поднимать или катить тяжёлые продукты (тыква, арбуз, дыня, пятилитровая бутылка, шина)
  • Ставить тяжёлые предметы друг на друга, создавая равновесные конструкции
  • Носить сиблингов и домашних животных
  • Пихать взрослого или тяжёлые предметы, пытаясь сдвинуть
  • Передвигать мебель
  • Переворачивать стулья и ставить их на стол (как в школьные времена)
  • Двигать матрасы и диванные подушки, чтобы строить форт или конструкцию для прыжков
  • Использовать зонт в ветреную погоду
  • Таскать спортивное оборудование / корзину с игрушками / сумку с продуктами
  • Пытаться играть на гитаре
  • Катать бочку на горки и с горки
  • Засовывать корзины для продуктов одну в другую в супермаркете
  • Закрывать и открывать уличный мусорный бак или компостер
  • Таскать из леса ветки и большие палки, делать из них посохи
  • Использовать швабру с длинной ручкой
  • Собирать граблями палые листья, копать лопатой ямы
  • Протирать стол, мыть окна и доски
  • Перетягивать канат
  • Прыгать в мешке
  • Строить замки, мосты и другие конструкции из больших коробок
Держать равновесие
  • Вверх головой
  • Вниз головой
  • Лёжа на узкой опоре
  • Стоя на узкой опоре
  • На одной ноге
  • В движении
  • В проёме
  • На наклонной поверхности

Чтобы не пришлось постоянно страховать, нужен опыт безопасного взаимодействия с пространством ➡️ помогут матрасы, маты, коврики для йоги, толстые одеяла, подушки и дзен
Стремиться на высоту
  • Залезать по канату, шесту, деревьям, камням, на скалолазной стенке
  • Висеть
  • Слезать
  • Карабкаться
  • Сползать
  • Раскачивать опору
  • Пружинить
  • Скатываться
  • Приземляться
  • Сглаживать падение

Чтобы это было безопасно, нужно иметь опыт балансировки, цепкие кисти и мышечную силу.
Циклично двигаться
  • Качаться взад-вперёд
  • Качаться вверх-вниз
  • Двигаться по кругу и спирали
  • Танцевать в такт музыке
  • Крутиться вокруг своей оси
  • Крутиться вниз головой
  • Крутиться, смотря в небо
  • Кувыркаться
  • Прыгать раз за разом, играть в классики
  • Повторять движения руками и ногами по одной траектории
  • Залезать и слезать
  • Идти и ползти по лестнице
  • Плыть любым стилем
  • Отжиматься, висеть, подтягиваться и залезать по канату
Искать новые телесные ощущения
✨ Бегать по лужам босиком
✨ Месить сапогами грязь
✨ Примерять карнавальные костюмы
✨️ Рыть пещеры на пляже
✨️ Играть в салочки и догонялки
✨ Спать и играть с тяжёлым одеялом
✨️ Мыть посуду, окна, стены, машину подметать пол
✨️ Застилать кровать, засовывать подушку в наволочку
✨ Тянуть, толкать, пинать, сбрасывать тяжёлые предметы
✨ Разучивать движения для танца
✨ Учиться ходить на руках и делать колесо и стойки на руках
✨️ Подползать под препятствия
✨ Исследовать своё тело
✨ Закапывать себя в песок
✨ Ползать как гусеница и змея
✨ Скакать как лягушка
✨ Двигаться, имитируя животных: ползать как змея, тянуться как кошка, прыгать как лягушка, топать как слон
✨ Приманивать белок, делая волну рукой
✨ Приклеивать на тело бумажный скотч и наклейки
✨ Оборачиваться как мумия в туалетную бумагу
✨ Повесить резинку на стул и её растягивать ногами
✨️ Растягивать резинку руками, учиться стрелять из рогатки
✨️ Сжимать резиновый мяч, катать ногами, бросать и ловить
✨ Передвигаться и поднимать конечности с утяжелителями
✨️ Заворачиваться в одеяло как гусеница в кокон
✨️ Перемещаться в пространстве по подушкам, не трогая пол
Насыщение среды
Что именно нужно телу — смотрим по привычным движениям ребёнка.

— Разные поверхности и текстуры
— Гамак / качели / йога-гамак / яйцо Совы / кольца
— Маты, чтобы с разбегу приземляться или падать
— Световой стол с песком
— Сухой бассейн с мячиками
— Утяжелители
— Тяжёлые блоки для передвигания (корзина с игрушками, брёвна-пеньки, диванные подушки)
— Балансировочные борды или скруглённые доски
— Фитбол или босу-платформа
— Обруч
— Дартс
— Корзина для бросков
— Разноуровневая мебель
— Уютные пледы и одеяла (тяжёлые — если так приятнее)
— Матрас или батут для прыжков
— Боксёрская груша
— Фитнес-резинки, эспандеры и прочие тактильные фиджеты
— Костюмы для переодевания
— Бумажный скотч, чтобы делать на полу разметку

✅️ Нет легко бьющихся предметов
✅️ Достаточно пространства для передвижений
✅️ Тишина, чтобы слышать себя и свои звуки
✅️ Мягкий свет, фильтры голубого
Чувство безопасности
Самое главное, что мы можем дать детям в трудные переходные периоды — чувство безопасности.

❓️Какая среда даёт вам ощущение защищённости, а где тревожнее всего?

🏜 Открытое ровное светлое пространство, где во все стороны видно, что творится и можно куда угодно добраться;
⛰️ Возвышение (вершина горы), откуда видно всё, но выбраться сложно, зато никто не вторгнется в пространство;
🪨 Пещера, где темно, тихо и ограниченный обзор;
🎢 Людное место, где ты всегда на виду;
🏝 Берег моря, где можно уплыть или убежать прочь, в зависимости от источника опасности;
🌲 Нора в лесу, со сложной системой подземных ходов;
🪺 Дом-гнездо на дереве, где видно, что творится сверху, но не снизу.
Спрятаться от перегрузки
Варианты реакций
  • Лечь на пол лицом вниз
  • Уткнуться в диван или кровать
  • Спрятаться под столом
  • Залезть в гамак
  • Укрыться одеялом с головой
  • Залезть на дерево

✅️ Это способы энергосбережения и заземления, усиления контакта с телом и увеличения площади опоры для большей устойчивости.

✅️ Позы лицом вниз навевают воспоминания из прошлого: так лежат, когда падают и очень больно, поэтому если лечь, то телесная память может включить эмоциональное переживание от прошлого падения. А за падением обычно следует позитивная реакция взрослого — пожалеть.

✅️ Якорные воспоминания могут быть из раннего детства, когда ребёнок ещё не умел ходить и часто ощущал поддержку взрослых.

✅️ Эти положения помогают лимитировать визуальные стимулы и отключаться от мира: пол обладает предсказуемым паттерном, под столом и в гамаке сужен горизонт обозрения.

✅️ В стрессовой ситуации может нарушаться связь с второстепенным полушарием и если основная нога к нему относится, то ноги перестают держать.

✅️ Это позволяет детям с высокой чувствительностью создать себе ощущение невидимости и наблюдать за миром на безопасном расстоянии.


Что мы можем делать, когда ребёнок прячется или утыкается?
❤️ Присесть рядом и помолчать или негромко проговорить, что мы понимаем ребёнка и иногда тоже хочется так поступить. Сильные аудиальные стимулы только усилят необходимость отключиться.

❤️ Отгонять сбегающихся прохожих, стремящихся высказать своё мнение. Транслируем, что всё в порядке и их помощь не нужна.

❤️ Если место опасное, например,  проезжая часть, то переносим ребёнка в более безопасное место.

❤️ Общаемся на отвлечённые темы в отдалении с другим человеком, чтобы показать, что ребёнок не находится в фокусе внимания, если пытается его избежать и прогоняет.

❤️ Копировать позу и нормализовать это состояние, попробовать прочувствовать телом контакт с поверхностью и изучить, что из этой позиции видно.
Книги про высокую чувствительность и сенсорную интеграцию
📗 «Мальчик, который хотел быть вертолётом»‎, Вивиан Пейли
📗 «Theraplay»‎, Филлис Бус
📗 «Ребенок и сенсорная интеграция»‎, Джин Айрис
📗 «Строим мостики»‎, Крановиц
📗 «Сенсорная интеграция в диалоге»‎, Улла Кислинг
📗 «Сенсорная интеграция: теория и практика»‎, Анита Банди
📗 «Высокочувствительный ребенок»‎, Элейн Эйрон
📗 «Близко к сердцу»‎, Илсе Санд
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Jukan Tateisi