Разговоры о важном
Важные темы для обсуждения с растущими детьми.
Темы раздела
• Разговоры на сложные темы
• Разговоры перед сном: личные примеры
• Страхи, связанные с мировой обстановкой
• Как говорить с детьми о зависимостях и запрещённых веществах?
• Зависимость в семье
• Половое просвещение
• Ранняя сексуальная жизнь и ранние браки
• Откуда у девушек влечение к своему полу?
• Когда заводить беседы про еду и пищевые привычки?
• Расстройства пищевого поведения
• Принятие собственного тела и непохожести окружающих
• Книги про самооценку и отношение к себе
• Психологическая поддержка подросткам и их родителям
Разговоры на сложные темы
Подходящие моменты для начала разговора и сигналы, что уже пора.

Если говорить своими словами сложно или нужно полное погружение в тему, обращаемся к детским книгам.
Разговоры перед сном: личные примеры
🟡 Трудности пребывания в пустыне: где достать воду, как перемещаться безопасно, что делать при укусе змей / пауков /скорпионов, температурный режим;
🟡 Война, вынужденная эмиграция и геноцид;
🟡 Клонирование: этические моменты в клонировании людей, механизм создания овечки Долли, клонирование как путь к восстановлению вымерших видов, требования к генетическому материалу;
🟡 Спецэффекты, травмы и смерти в кинематографе;
🟡 Выборы, гендерная сегрегация и религиозный диктат;
🟡 Альтернативные сюжеты в Гарри Поттере;
🟡 Неабсолютность добра и зла;
🟡 Правила безопасности в толпе или если потерялся;
🟡 Построение жилища в лесу из подручных материалов;
🟡 Гражданские браки и зачем люди женятся официально;
🟡 Как происходит эвакуация при чрезвычайных ситуациях и правила поведения при сиренах;
🟡 Почему киты выбрасываются на берег и как сложно их возвращать назад в море;
🟡 Почему на ферме много куриц и совсем мало петухов, оплодотворение яиц и менструацию;
🟡 Пугающие сцены из книг, фильмов и мультфильмов.
Страхи, связанные с мировой обстановкой
Чего боятся дети сейчас?
  • Придётся покинуть дом из-за войны;
  • Произойдёт ядерный взрыв;
  • Нападут террористы;
  • В школу заявится стрелок;
  • Искусственный интеллект захватит мир;
  • Разбомбят дом;
  • Зазвучит сирена;
  • Отключится интернет;
  • Родителя призовут в армию;
  • Необходимо скрывать свою сексуальную принадлежность / мнение о войне;
  • Арест родителя за гражданскую позицию;
  • Нападение гастарбайтеров.


Чего боялось наше поколение?
  • Террористы взорвут дом;
  • Шприцы наркоманов;
  • Укол шприцом, заражённым СПИДом в кинотеатре / машине;
  • Террористы захватят школу;
  • Взорвётся машина рядом;
  • Взрывы в метро.


Чего боялись наши родители?
  • Закончится еда;
  • Вновь начнётся война;
  • Рухнет экономика;
  • Семья обеднеет / разорится;
  • Отец уйдёт из семьи;
  • Кто-то узнает истинную национальность.


Куда можно забрести в обсуждениях?
✅️ Провести практику как использовать средства первой помощи;
✅️ Посмотреть на карте или глобусе расстояние до зоны военного конфликта;
✅️ Посмотреть на разные типы оружия, особенно древние, кому разрешается носить оружие и как архитектура подстраивалась благодаря оборонительным задачам;
✅️ Изучить философию неприменения насилия в некоторых религиях и боевых искусствах;
✅️ Обсудить причины войн: классовые, религиозные и расовые разногласия, территориальные претензии, месть, гонка вооружений;
✅️ Сравнить на примере приматов патриархат, решающий проблемы через войны и матриархат, поощряющий заботу;
✅️ Поделиться, как государство противостоит насилию: законы, штрафы, тюремное заключение, секретные агенты, отслеживание местоположений по телефону, взлом телефонов, CCTV;
✅️ Изучить влияние насилия в компьютерных играх на реальность (по исследованиям его нет!);
✅️ Память поколений: что происходило с прабабушками, прадедушками и более старшими родственниками из-за войны, как они спасались и выживали;
✅️ Обсудить безопасность в высказываниях: как говорить или не говорить в обществе о своей позиции — можно поиграть в шпионов или настольную игру, где есть секреты, помогающие выиграть;
✅️ Посмотреть на Парад Победы как на способ продемонстрировать силу, скорбеть о погибших и ценить выживших, а не как на праздник радости.

💫 Статья про бонобо и разрешение конфликтов через секс.
Как говорить с детьми о зависимостях и запрещённых веществах?
✅️ Без нравоучений и запугиваний
✅️ Честно и с личными примерами
✅️ Приветствуя вопросы и выслушивая мнение ребёнка
  • Триггеры для обсуждения
    • Медицинское применение наркотических средств для седации;
    • Встреча с пьяным человеком;
    • Вдыхание сигаретного дыма;
    • Валяющиеся шприцы и окурки;
    • Персонажи, употребляющие наркотики или алкоголь;
    • Ситуация, когда на столе есть алкоголь и люди его пьют;
    • Странное поведение пьяного родственника или знакомого;
    • Предложение подвезти до дома от пьяного водителя.
  • Дошкольники
    • Обсуждаем съедобные и несъедобные вещества;
    • Говорим про важность приёма медикаментов и витаминов строго по показаниям;
    • Говорим про переедание и передозировки;
    • Учим распознавать запах дыма и избегать его;
    • Рассказываем, что алкоголь, энергетики и кофе — напитки для взрослых, детям они не полезны и их организмы не готовы их усвоить.

    📕 «Эмиль из Лённеберги», Астрид Линдгрен
    📕 «Робин и Бог», Шурд Кейпер
  • 7-12 лет
    • Рассказываем как меняется сознание при употреблении алкоголя и наркотиков и как взрослые выбирают видеть их, а не реальность, впадая в зависимость;
    • Рассказываем про использование стимуляторов и наркотиков в медицине, науке и спорте;
    • Обсуждаем легальную сторону вопроса: как государство регулирует продажу алкоголя и пытается запрещать наркотики, почему на пачках сигарет страшные картинки, какие законы про вождение под воздействием веществ;
    • Обсуждаем как производители обходят ограничения, создавая электронные сигареты, безалкогольные напитки со вкусом алкогольных.
  • 13-16 лет
    • Обсуждаем разницу между этиловым и метиловым спиртом (последний вызывает слепоту), самогон и трагедию с сидрами и ботулотоксином;
    • Рассказываем, почему дети у попрошаек в метро не плачут;
    • Смотрим видео и фильмы, где подмешивают наркотики в коктейли на вечеринках ➡️ начинается зависимость или человек теряет контроль над собой;
    • В формате дискуссии определяем свод правил для обеспечения личной безопасности.
    📕 «Мы, дети со станции Зоо», Кристиана Ф.
Зависимость в семье
  • Деформация внутрисемейных взаимоотношений, сбой иерархии, альфа-дети при инфантильном взрослом;
  • Созависимость у живущих рядом;
  • Усталость и критический уровень ответственности  у взрослого без зависимости ➡️ тревога и трансляция трудных эмоций детям ➡️ раздражительность и эмоциональная неустойчивость при взаимодействии с детьми;
  • Созависимый взрослый фокусируется на помощи партнёру ➡️ равнодушие к ребёнку ➡️ потеря ощущения значимости у детей;
  • У детей — принятие стороны зависимого родителя или более устойчивого.


Последствия созависимости у подростков
💔 Подавление собственных чувств и желаний ➡️ сниженная самооценка и неуверенность в себе;
💔 Необходимость скрывать чужую тайну ➡️ перманентное чувство вины и стыда ➡️ избегание социальных контактов;
💔 Обидчивость и отстранённость;
💔 Стресс, схожий с утратой близкого ➡️ тревожность, склонность к депрессиям и сниженный уровень самоконтроля ➡️ эмоциональная неустойчивость и замедленное взросление;
💔 Зависимость от поведения и состояния взрослых ➡️ дезорганизованность в жизни;
💔 Отсутствие выраженного собственного мнения ➡️ замедление или остановка индивидуации;
💔 Склонность к зависимостям;
💔 Частая подверженность манипуляциям ➡️ потеря доверия к окружающим и скрытность;
💔 ПТСР.

💫 Статья про зависимость подростков и созависимость родителей
Половое просвещение
💟 Даём продуманные и правдивые ответы на вопросы о любви, сексе и физиологии. Помним про возраст ребёнка, не начинаем разговор первыми и не даём больше информации и подробностей, чем фактически запрашивает ребёнок. Когда уточняющие вопросы закончились — тема на время закрыта.

💟 Опорные темы:
4–6 лет
  • Как именно рождается ребенок.
  • Общая концепция зачатия.
Малыш появляется из живота мамы, когда придёт срок — часто он сам решает, когда будет его день рождения. У каждого малыша свой путь, иногда ему нужна помощь врачей, иногда он может родиться дома или даже в лесу. Таз мамы ближе к родам становится шире и связки расслабляются, чтобы малыш мог выйти.

6–8 лет
  • Общая концепция полового акта: яйцеклетки и сперматозоиды, пенис и вульва, внутренние органы.
Для того, чтобы малыш вырос внутри мамы, клетки мамы и папы соединяются. Они разные: яйцеклетки большие и хранятся внутри мамы всю жизнь, сперматозоиды маленькие и обновляются каждые 3 месяца.

9-12 лет: дети знают уже много слов по теме, но не всегда понимают их смысл.
  • Изменения тела при половом созревании, менструации и поллюции
  • Секс не только для зачатия и удовольствие от него
  • Зачем нужны презервативы?
  • Что такое оргазм?
  • Бесплодие, ЭКО, донорство спермы и суррогатное материнство
  • Кесарево сечение и вмешательства в роды
  • Как работают гормоны?

Более острые темы:
  • Мастурбация и социальные нормы
  • Сексуализированное насилие
  • Однополые отношения
  • Порноиндустрия
  • Возраст согласия
  • Фригидность
  • Почему беременность может наступить при ППА?
  • Секс во время менструации
  • Петтинг, оральный секс и другие вариации

💟 Рассказываем, какое поведение в обществе считается приемлемым, чтобы ребёнок мог распознать ненадлежащие действия взрослых. Сексуальная жизнь — это частная сфера, части тела, которые скрывает купальник, — интимные. Если ребёнок мастурбирует, то тактично объясняем, что это лучше делать в одиночестве.

💟 Отношение к наготе — культурный аспект. С 6-10 лет дети чаще всего сами начинают стесняться, закрываться при переодевании, это сигнал к тому, что ребёнку нужно больше личного пространства и родителям не стоит расхаживать по квартире голыми, хотя в бане это допустимо.

💟 Объясняем ребёнку, кто может и кто не должен видеть его интимные части тела. Врачи должны предупреждать ребёнка что и как будет происходить, если врач этого не делает сам, то спрашиваем это от своего имени. Учим, что нужно рассказывать о действиях взрослого, который перешёл интимные границы, даже если это бабушка, старшая сестра или другой доверенный взрослый.

💟 Оцениваем через окружение ребёнка, что он уже мог узнать без нашего участия и читаем вместе книги по возрасту.
📕 «Интимный ликбез с родителями и без»‎, Юлия Ярмоленко

💟 Подросткам важнее услышать не формальные ответы про контрацептивы и ИППП, а про то, как понять, что этот человек — тот самый, что делать с переполняющими эмоциями и как подружиться так, чтобы из дружбы выросла любовь.
Подросток хочет, чтобы родители рассказали, что они его любят любым и всегда, что понимают, как ему сейчас тяжело, что у папы тоже такое было, а мама когда-то была девочкой, с которой было неясно как завести разговор и в первый раз поцеловать.

💟 Если узнаём, что подросток смотрел порнографию, то рассказываем, насколько сцены далеки от происходящего в реальности. Не используем себя в качестве примера, лучше посмотреть вместе сериал Sex education и обсудить увиденное.

📕 «Как бы тебе объяснить»‎, Екатерина Сигитова
Ранняя сексуальная жизнь и ранние браки
Если начало сексуальной жизни происходит до нахождения собственной индивидуальности каждого, то нередко происходит слияние между партнерами:

⚠️ Противоречия и ссоры ощущаются не просто как разделение с возможностью сойтись назад, а как разрыв связи и потеря части себя;

⚠️ Участники связи теряют себя в отдалении друг от друга, становятся двумя неразрывными половинками, которые не обретают независимость, и общество это поддерживает легендами об идеальном партнере;

⚠️ В таких отношениях сложно сказать другому нет, соблюдать и выстраивать границы, обладать личным пространством, что приводит к истощению;

⚠️ Когда в системе появляется новая фигура привязанности, например, ребёнок, происходит принудительное разделение, так как бэкграунд отношений родительских у каждого свой, в итоге пара может распасться в самый чувствительный и неподходящий момент — взращивания нового человека.


Если один партнёр — осознавшая себя личность, а другой нет?

➡️ Повышается вероятность вступить в абьюзивные отношения, в которых один участник пользуется зависимостью другого;

➡️ Может быть сложно отказаться от предложений партнёра, в итоге подростку приходится делать то, что ему невыносимо и не соотносится с его потребностями и ценностями;

➡️ При слиянии невозможно отстаивать свои границы и уважать границы других, что может приводить к намеренной изоляции со стороны абьюзивного партнёра пары от общества и еще более крепкому слиянию;

➡️ В таких отношениях сложно остаться одному, разрыв отношений подобен смерти, нет самоконтроля и размышлений о собственных мыслях, желаниях и чувствах.


‼️Взрослые тоже могут быть недостаточно зрелыми при вступлении в отношения.
Откуда у девушек влечение к своему полу?
Из-за повышенной скорости взросления чаще завязываются отношения между девушками, чем между юношами. В возрасте 12-14 лет у большинства девушек уже устойчивые менструации и гормональный фон начинает бушевать, а юноши только начинают трансформацию. Как вариант — искать отношения с более старшими людьми, но это может быть слишком уязвимо и не принято в конкретном внутришкольном сообществе.

Разнополый разновозрастный коллектив — оптимальный вариант для этого возраста.


Предпосылки раннего интереса
👁 Обучение в закрытых сообществах (гимназии, лицеи, школы-интернаты), которое дарит ощущение уникальности и причастности. Особенно часто однополые контакты возникают в среде, где образование разделено по полу.

👁 Сегрегация между мужским и женским полом по уму / способностям / физическим возможностям.

👁 Навязанные идеи, что мальчикам нужен только секс, а ради принца на белом коне нужно очень постараться.

👁 Малый опыт общения с противоположным полом (и раздельная школа – основная причина).

👁 Нахождение в коллективе, в котором это принято и перепривязанность к коллективу вместо общения со взрослыми.

👁 Жестокие отношения между родителями: ссоры, насилие в семье, которые формируют недоверие к гетеросексуальному типу отношений.

👁 Открытый доступ в интернет, особенно к специфическим сообществам.

👁 Явные переживания взрослого, что в семье родился ребёнок этого пола, а не противоположного.

⚠️ Обилие информации про различные типы сексуальности или давление среды может вынуждать девушку навешивать на себя гендерный ярлык, а не ощущать происходящее как эксперимент.

⚠️ Если это происходит между уже знакомыми вживую людьми, близкими по возрасту, а не через  знакомство в интернете с последующей развиртуализацией, рисков для здоровья и юридических подстав будет меньше.

⚠️ В связи с новыми ЛГБТ-законами на территории РФ, признаться в таких отношениях подростку может быть не только уязвимо, но и опасно, поэтому отслеживайте, к кому именно вы обращаетесь за помощью при обсуждении этого вопроса. Новые законы направлены на контроль происходящего на приёме у психолога.
Когда заводить беседы про еду и пищевые привычки?
В этом возрасте наконец-то начинает работать логика и всё ещё крепка привязанность – самое время поговорить!
  • Во время покупок в магазине
    • Почему сладкое, яркое и с сомнительным составом расположено на уровне глаз, а более полезные аналоги выше?
    • Какие продукты лежат около касс и почему их часто покупают?
    • Как производители используют цветовую палитру, чтобы выдать продукт за экологичный?
    • Истинная и ложная маркировка органик-продуктов.
    • Как читать составы и на что обратить внимание при выборе продуктов?
  • В процессе приготовления пищи
    • Как сочетать между собой продукты, чтобы получилось полноценное м вкусное блюдо?
    • Как исправить слишком сладкое / солёное / острое блюдо?
    • Почему желательно готовить без корочки?
    • Как заменять продукты в рецептах и составлять рецепты из имеющихся продуктов?
    • Планирование меню на неделю.
  • При переедании / отравлении / проявлении аллергии
    • Как помочь себе специями, кокосовой водой и выбором блюд?
    • Как отмечать в процессе еды уровень голода и когда стоит замедлиться?
    • Как определить неподходящий продукт по составу / запаху / вкусу?
  • При просмотре рекламы и кино
    • Про манипуляции через образы и навязчивые джинглы.
    • Про встроенную рекламу в сериалы и фильмы.
    • Про потребление пищи с фокусом на гаджет.
    • Про быстрый дофамин.
  • В путешествии
    • Про классические блюда и разные кухни мира.
    • Про еду и напитки в самолёте и в космосе.
    • Про режим питания и сиесту.
    • Про выбор блюд в кафе.
  • При эмоциональном переедании, стресс-отказе от еды или признаках РПП у любого члена семьи
    • Про образ тела и влияние питания.
    • Про важность проявления эмоций.
    • Про утешение и отвлечение через еду.
    • Про связь сна, стресса и голода через гормоны.
Расстройства пищевого поведения
В подростковом периоде приём и выбор пищи может обращаться в бунт, особенно если в детстве у ребёнка были строгие пищевые ограничения по здоровью. В этот период наблюдаем, чтобы здоровое нежелание подчиняться воле родителя не переросло в расстройство пищевого поведения.
  • Пропавшие менструации и потеря веса
    Менструальный цикл в первые 3-4 года после начала менструаций может плавать, но если явно проявлен дефицит массы тела (ИМТ ниже 18), то менструации могут пропасть на срок, более 3 месяцев, и не возвращаться, пока вес не придёт в норму.
  • Пропуски приёмов пищи и избегание семейных трапез
    Совместные приёмы пищи — лучшая профилактика РПП, однако это может быть историей про границы, если еда исчезает из холодильника или подросток ест на диване или в комнате и не избавляется от еды.
  • Отказ от употребления углеводов или жиров, внезапное веганство
    • Резкое ограничение разнообразия продуктов приводит к дисбалансу гормональной системы.
    • Веганство может быть сбалансированным, однако желательно изучить этот вопрос заранее.
  • Избегание мероприятий, где вовлечена еда
    Мы сами можем провоцировать избегающее поведение, переборщив с ограничениями на выбор продуктов в детстве. Если у ребёнка нет истинной аллергии, не сужаем рацион избыточно.
  • Перебор с осознанностью
    Медленное употребление пищи (более 30 минут), экстремально тщательное жевание, сконцентированность на еде.

    Яркая история про такой способ питания — в фильме Клуб Зеро — в компании единомышленников гораздо проще выдерживать ограничения.
  • Спрятанная еда
    Как самостоятельно купленная, так и несъеденная во время приёма пищи.

    • Выделяем ребёнку часть полки в холодильнике, создавая в общем пространстве его личную территорию, где еду можно оставить на потом.
    • Не комментируем количество несъеденной или лишней еды.
  • Зацикленность на внешнем виде и контроле калорийности
    • Сравнение себя со сверстниками в негативном ключе — не сравниваем никого между собой, ни себя, ни детей.
    • Частые взвешивания себя и еды, зависание перед зеркалом, счётчик калорий — видимые признаки. Это допустимо в ситуации, когда нужно набрать вес, чтобы отслеживать динамику роста, но не ради потери.
    • Смазанное восприятия тела, построение идеального образа и недовольство, что собственное тело далеко от этого образа.
    • Происходящее может быть скрыто в экране гаджета от наших глаз.
  • Истощающие физические нагрузки
    Оптимально заниматься 3-4 раза в неделю по 60-90 минут. Физическая активность должна быть по душе, не истощать и не вызывать негативных эмоций, иначе она становится стрессором.
  • Социально приемлемое самоповреждение
    • Часто за расстройствами пищевого поведения скрывается нереализованность в области интереса ➡️ низкая самооценка ➡️ потребность обрести контроль хоть над чем-то, потому что жизнь невыносима и неконтролируема.
    • Желание исчезнуть или стать внушительнее — путь психосоматики.
    • Снижение уровня стресса, контакт с устойчивыми людьми и поиск хобби или приятного оплачиваемого занятия — путь к свету.
Принятие собственного тела и непохожести окружающих
💟 Люди бывают разных цветов, размеров и форм, точно так же как растения в оранжерее или животные в дикой природе. Некоторые люди выглядят необычно: у них может не хватать частей тела, могут быть рисунки или кольца по всему телу, радужные волосы и глаза.

💟 Характер и отношение к жизни зачастую важнее внешности, — друзей мы выбираем не по длине волос, а по тому, есть ли у нас общие интересы, комфортно ли нам что-то обсуждать, нравятся ли совместные занятия.

💟 Каждый человек сам решает, что именно для него красиво. На многих людей влияет мнение общества, однако представления о том, что красиво, меняются со временем, — это можно заметить в картинной галерее.

💟 То, как мы себя чувствуем, важнее того, как мы выглядим. У тела есть множество параметров: сила, выносливость, скорость реакции, гибкость. Люди с внешними особенностями могут чувствовать себя хорошо, а люди, выглядящие как актёры кино — плохо.

💟 Люди заслуживают уважения, независимо от того, как они выглядят и какое у них тело. Внешний вид некоторых людей может пугать, особенно если мы такого раньше не видели. Но внешность не рассказывает нам о характере, о том, приятный ли это человек, стоит ли с ним дружить, обманет он или нет.

💟 Если человек выглядит или ведёт себя необычно, к нему бывает трудно привыкнуть. Иногда от него даже хочется отойти, хотя это может быть ему обидно. Но если привыкнуть, то будет легко общаться, необычность уже не будет бросаться в глаза.

💟 Иногда нам действительно нужно что-то поменять в своем теле. Например, надеть очки, изменить причёску или накачать бицепсы. Если хочется что-то поменять, то ориентируемся на то, как мы себя будем чувствовать, а не на то, как мы будем выглядеть и что об этом подумают окружающие люди.

💟 Здорово, когда тело так хорошо работает, что позволяет нам делать практически всё, что мы хотим. Но иногда людям приходится жить с таким телом, которое им досталось или они выбирают ничего не менять, потому что им так спокойнее.
Книги про самооценку и отношение к себе
📕 Книги для подростков

  • «‎Ты сильнее, чем ты думаешь»‎, Гершен Кауфман
  • «‎Спокойно, ты справишься»‎, Томас Макдонах
  • «‎Ты имеешь значение»‎, Кортни Макавинта
  • «‎Ты красивее, чем тебе кажется»‎, Сигне Дарпиниан
  • «‎Чего ты по-настоящему хочешь?»‎, Беверли Бэтчел
  • «‎Я не ОК и это ОК»‎, Тина Рэй
  • «‎О чём он вообще думает»‎, Эвелин Кроне
  • «‎Нет — всегда нет»‎, Джастин Хэнкок
  • «‎Перо ангела»‎, Юлия Погребинская
  • «‎Внутренний мир. Путешествие к себе»‎, Наталья Кедрова
  • «‎Ши по пути к себе»‎, Елена Андрианова
  • «‎Твоё личное тело»‎, Ибрагим Марава
  • «‎Джейн, лиса и я»‎, Изабель Арсено
  • «‎Принцесса в бумажном мешке»‎, Роберт Манч

📎Часть книг для подростков можно найти тут.

📕 Книги для взрослых

  • «‎Ты в порядке»‎, Алина Адлер
  • «‎К себе нежно»‎, Ольга Примаченко
  • «‎Исцели свои травмы»‎, Беверли Энгл
  • «‎Все дороги ведут к себе»‎, Юлия Пирумова
  • «‎Выбор»‎, Эдит Эгер
  • «‎Тело помнит всё»‎, Бессел ван дер Колк
  • «‎Скажи себе ДА»‎, Виктор Франкл
  • «‎Здоровый похудизм»‎, Евгения Меглинская
  • «‎Как бы тебе объяснить»‎, Екатерина Сигитова
  • «‎Бегущая с волками»‎, Кларисса Эстес
  • «‎Миф о красоте»‎, Наоми Вульф
  • «‎Монологи вагины»‎, Ив Энслер
  • «‎Между надо и хочу»‎, Эль Луна
  • «‎Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)»‎, Мара Олтман
  • «‎Мнимые тела, подлинные сущности»‎, Николь Шнаккенберг

📎Книги для взрослых тут.
Психологическая поддержка подросткам и их родителям
Бесплатные ресурсы

Помощь рядом
Онлайн-чат
🚸 6-18 лет
⏰️ Ежедневно с 11 до 23 часов по московскому времени

Мы рядом
Анонимный чат
🚸 Дети и подростки
⏰️ Ежедневно с 9 до 21 часа по московскому времени

Я — родитель
Форма для вопросов психологу / юристу / ментору по проф. ориентации
🚸 Подростки и родители
⏰️ Нет ограничений

Дети Онлайн
Линия помощи, форма для вопросов
🚸 Подростки и родители
⏰️ Нет ограничений

Твоя территория онлайн
🚸 Подростки и молодёжь до 23 лет
⏰️ Ежедневно чат с 15 до 22 часа по московскому времени
📱 Юридические консультации, с 9 до 18, 8-800-550-5629

Телефон доверия
Психологическая поддержка
🚸 Дети, подростки и родители
⏰️ Круглосуточно
📱 8-800-2000-122

Центр Сёстры
Помощь пережившим сексуальное насилие и их близким
🚸 Анонимно, для всех
⏰️ Круглосуточно по почте online@sisters-help.ru
📱 +7-499-901-02-01, в будни с 10 до 20 часов

Телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семья
📱 8-800-7000-600

Тебе поверят
Помощь пострадавшим от сексуализированного насилия — индивидуальные консультации
🚸 До 20 лет — бесплатно, после 20 — есть варианты
⏰️ Через запись на сайте

Горячая линия психологической помощи МЧС России
Вопросы на сайте и в личном кабинете
🚸 Без ограничений
⏰️ Будни с 9 до 18 часов
📱 +7-495-989-50-50

Шпаргалка
Канал и чат-бот правовой, психологической и коммуникационной помощи в школе


Информационные ресурсы

🍀 Травли НЕТ
🍀 Вместе
🍀 Селфхарм у подростков


На платной основе

✨ Центр Точка
Психологическая помощь подросткам и родителям

✨ Мастерские для подростков в МПЛ 12
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Volodymyr Hryshchenko