Игра — двигатель развития
Игра — одна из базовых потребностей, на которую у нас часто не хватает времени, мы охвачены работой и стремлением к эффективности. Однако, постоянно пребывать в рабочем режиме — невыносимо для психики.

Для дошкольников игра является основной деятельностью и ей важно выделять ключевое место в жизни. Логика ещё не является опцией, а противление, агрессия, альфа-инстинкты могут затмевать всё остальное, если не дать им место в игре.

All work and no play makes Jack a dull boy.
Темы раздела
• Истинная игра в теории Ньюфелда
• Покой для развития
• Где прячется истинная игра?
• Прицельная игра
• Как рождаются ролевые игры
• Игры для укрепления привязанности между детьми
• Игры на следование и границы
• Игры в интервью
• Рисуем с детьми
• Игра и мотивация
• Следование правилам и взросление
• Типы обучающих игр
• Тематические настольные игры
• Преобразуем настольные игры в кооперативные
• Бонусы настольных игр
• Почему компьютерные игры затягивают?
Истинная игра в теории Ньюфелда
✅ Не работа ➡️ не нацелена на результат ➡️ позволяет оттачивать навыки, не думая про ошибки.

✅ Понарошку ➡️ можно прочувствовать и проиграть то, что в реальности приходится избегать и нет нужды стесняться.

✅ Эмоциональная ➡️ эмоции настоящие, но не относятся к реальности — их приносит игра ➡️ чувствовать их не так уязвимо и безопасно ➡️ возвращение контакта с утраченными эмоциями и навыки их распознавания.

✅ Свободная и добровольная ➡️  нет смысла в противлении.

✅ Увлекательная ➡️ способствует удержанию внимания на конкретной деятельности.

✅ Безопасная ➡️ нейтрализуется тревога ➡️ можно возвращать себе зависимую роль ➡️ отступает альфа у ребёнка.

❗️Тревога в игре повышает толерантность к истинной тревоге и помогает находить решения для тревожащих ситуаций, пробуждая игровое мужество ➡️ снижается тревожность, проявление обсессий и компульсий и зарождается реальное мужество.



Почему не каждая игра истинная?

❌ Соревнования, настольные игры с подсчётом очков, игра за оценку — нацелены на результат.

❌ Ограничения в проявлении конкретных эмоций, навязанные роли и сюжет, запрет на злых персонажей.

❌ Ограничения в проявлении собственного воображения, навязанные фразы, извинения в игре.

❌ Реальные последствия и наказания за происходящее в игре со стороны наблюдателей или игроков.

❌ Невозможность выйти из игры по собственному желанию.

❌ Не все виды свободы доступны:
  • Свобода от экранов, стимуляций и развлечений;
  • Свобода от деятельности по расписанию;
  • Свобода от заданий и от обучений;
  • Свобода от последствий и работы на результат.
Покой для развития
🌿 Физический покой — мало стимулов, спокойная обстановка, нет необходимости торопиться.
🌿 Эмоциональный покой — возможность проявлять эмоции открыто, не разрывая контакт и близость с объектом привязанности.
🌿 Свобода от необходимости добиваться того, чтобы всё получалось и шло по плану.
🌿 Уверенность в том, что взрослый выдерживает всплески эмоций, энергии дерзновения, агрессию, фрустрацию, противление.
🌿 Отсутствие ответственности за чувства, эмоции, потребности, поведение взрослого.
🌿 Покой от необходимости делать неприятное, работать на результат, свобода от осознания и принятия нежелательных последствий.
🌿 Ощущение абсолютного принятия со стороны взрослого, нет никаких условий для получения контакта и близости, можно быть любым.

❤️ Из состояния покоя зарождается истинная игра, которая стимулирует развитие и адаптацию.
Где прячется истинная игра?
Любая деятельность, которая изнутри ощущается как игра, например, бухгалтерский учёт или участие в олимпиадах — считается.
  • Юмор
    • Шутки и анекдоты
    • Стендап
    • Ирония
    • Забавные созвучия
    • Поддразнивание, подтрунивание
  • Деятельность руками
    • Рисунок, живопись, граффити
    • Рукоделие
    • Готовка и уборка
    • Садоводство и ремонт
    • Изготовление и реставрация мебели
    • Скульптура
    • Ковка
    • Лепка из воска, пластилина, глины
    • Рубка дров
    • Жонглирование
    • Стрельба
  • Движение в пространстве и времени
    • Вождение
    • Путешествия
    • Экскурсии, музеи
    • Походы
    • Прогулки, бег
  • Выразительные искусства
    • Драма, театр, балет
    • Кино
    • Танец
    • Музыка, хор, пение
    • Маскарад, боди-арт, макияж
    • Ролевые игры
    • Боевые искусства
  • Словесные практики
    • Создание историй
    • Писательство
    • Чтение
    • Написание писем
  • Контакт со стихиями
    • Прыжки в волнах
    • Взгляд на огонь, костры и свечи
    • Пересыпание песка
    • Башни из камней
    • Танцы на ветру в свободной одежде
    • Общение с животными
Прицельная игра
Игры, активирующие триггеры, которые чаще всего вызывают сложное поведение или трудные переживания у детей.
Как рождаются ролевые игры
Роли
👻 Дети часто хотят играть в страшные ролевые игры, где взрослый злой, а они от него спасаются.
🤖 Я не люблю играть в игры, где за меня придумали мне поведение.

Контекст
🐰 Я несколько дней обсуждаю с разными взрослыми наклейки в качестве мотивации, их накопление, обмен и почему это работает наперекор отношениям, если наклейки раздаёт родитель.
🌿 Дети постоянно играют в принцесс, которых заточили и пытаются спасти.

Антураж
🧇 Я готовлю булочки из расстоявшегося теста и просроченной вчерашним днём моцареллы.
🐸 Дети переодеваются в маскарадные костюмы и бегают по кухне.
🧜‍♀️ Дети пару недель заполняют журналы наклейками, одевая всяких сказочных персонажей.

Магия преображения
🧙‍♀️ Я — ведьма, готовящая отравленные булочки страже, чтобы украсть очередную принцессу.
💀 Лея — украденная когда-то в прошлом принцесса, которая переоделась в костюм скелета и пытается слинять из замка.
👯‍♂️ Средние дети — шумящая и активная массовка.
🤴 Оливер — будущий лжепринц, которого я собираюсь использовать как приманку, когда он вырастет.

Принцесса очень не хочет, чтобы её раскрыли и вновь заточили (и много раз просит этого не делать, прерывая роль). Она пытается выведать, что делает ведьма и зачем.


Основные идеи
— Ведьма крадёт принцесс, чтобы заполнить линию в журнале специальными наклейками, за 5 принцесс — приз.
— Принцесса делает вид, что хочет тоже так делать и выпытывает, как именно я краду принцесс, что я планирую в этот раз, где взять журнал, какие принцессы в списке, где и сколько у меня уже есть принцесс, что я потом с ними делаю.
— Правила и лимиты для того, чтобы игра не была пугающей и жестокой: отпускать принцесс после заполнения журнала, заполнять форму и отправлять официальный запрос на приз, каждую принцессу ловить не чаще, чем раз в 3 года, принцессы — гостьи, а не заложницы.
— В ходе игры Лея перевоплощается в разных персонажей, как злых, так и напуганных, строит хитрые планы, ведёт переговоры, связывается с другими принцессами и помогает мне набрать нужное количество наклеек, находит сову для отправки запроса (совы не помогают злым ведьмам), дегустирует отравленные булочки.


Мои задачи
✅ Приготовить еду и напитать ребёнка вниманием
✅ Выпустить из системы мысли про наклейки
✅ Не брать роль, которая меня будет бесить
✅ Не разогнать психику детей страшным сюжетом, иначе они не уснут
Игры для укрепления привязанности между детьми
Можно использовать как с сиблингами, так и при попытке сплотить коллектив детей.

🚸 Пятнашки с касанием
Взрослый водит и пытается дотронуться до ребёнка (бегает, охотится, можно даже костюм карнавальный надеть). Тот, кого осалили, замирает и не может двигаться, пока второй его не разморозит касанием. Взрослый нарочно позволяет одному из детей подбежать к уже замороженному и спасти его — разморозить.

🚸 Горячо-холодно с дополнительным звеном
Взрослый прячет предмет от одного из детей, а другой ребёнок должен подсказать, где предмет как в обычной игре горячо-холодно. Можно усложнить и завязывать ищущему глаза, положив предмет на виду или спрятав. Один из детей выступает в роли глаз ищущего. Нужно пройти и отыскать предмет, не ушибившись, медленно и осторожно.

🚸 Единорог
Даём детям одно покрывало и палки, на которых оно держится, располагая их под ним друг за другом. Покрывало забавно пляшет, когда дети двигают палками и перемещаются, но вслепую далеко не уйти. Головой могут быть все по очереди — один из детей высовывает голову из-под покрывала и придумывает маршрут для единорога. Другой идёт сзади ведущего туда, куда он повернёт. Идти надо слаженно и осторожно, прислушиваться друг к другу и следовать инструкции ведущего.

🚸 Игра в доктора и больного
Один из детей в этой игре берёт роль доктора, несущего ответственность за пациента. Это может быть игра на основе полученного, предстоящего или событийного опыта: сломанная нога, визит к зубному, раны от последствий землетрясения или обстрела, спасение из-под завалов при ракетном обстреле, вылавливание пострадавших после наводнения. Можно играть и с помощью переноса, например, человечками лего или плюшевыми игрушками. Врач ориентируется на ощущения пациента, спрашивает его о том, как он себя чувствует, где болит, комфортно ли сейчас?
Можно включить и себя в игру в качестве главного врача больницы или медсестры, в зависимости от того, бережно ли взаимодействуют дети.

🚸 Школа рисования
Один из детей назначается художником, взрослый и другие дети — ученики. Художник рисует что угодно, а остальные за ним повторяют. Полученный шедевр покажет как важно следовать за истинными учителями, а не за первым попавшимся авторитетом, можно поговорить про свободу творчества, шаблонное мышление. Потом меняемся ролями.


Простые способы позаботиться старшим детям о младших

  • Катать в коляске / на велосипеде;
  • Чистить овощи / фрукты / яйца;
  • Собирать в дорогу перекус;
  • Помочь что-то открыть;
  • Достать что-то с верхней полки;
  • Дать руку при переходе дороги, когда у взрослого нет свободных рук;
  • Объяснить правила настольной игры;
  • Учить писать / читать / рисовать / танцевать;
  • Помогать в школьной столовой или раздевалке;
  • Нежно принимать зачёты и олимпиады.
Игры на следование и границы
🌌 Светофор

Вы – светофор (можно говорить слова, можно поднимать цветные круги). «Зелёный свет» означает действовать (прыгать, махать руками, бегать, кружиться). «Красный свет» — остановиться и замереть.

Вариации
🟣 Морская фигура, на месте замри
🟢 Машина едет, едет, стоп!
🟡 Саймон говорит (заодно учит следить за тем, разрешает фраза движение или нет)

Игра учит переключаться между деятельностью и бездействием, следовать за командами взрослого, нормализует отношение к необходимости остановиться.


🚧 Можно-нельзя

Посмотрите на классические для вас запреты и вместе с ребёнком обсудите, когда эти запреты теряют актуальность.

  • Кричать в библиотеке нельзя — но можно, если с мамой что-то стряслось, ты потерялся или тебя кто-то пытается утащить оттуда.

  • Гулять ночью нельзя — но можно, если у тебя ночной перелёт и нужно добраться до самолёта.

  • Пить мочу нельзя — но можно, если ты в пустыне, нет источников воды, но есть система фильтрации.
Игры в интервью
Про себя
  1. За что ты себя любишь?
  2. Что ты делаешь, когда тебе очень грустно?
  3. Что тебя может сильно расстроить?
  4. Чего тебе не хватает для полного счастья?
  5. Если бы то мог что-то изменить в жизни, что бы это было?

По этим вопросам можно понять, удовлетворены ли базовые потребности ребёнка.


Про маму
  1. Что мама чаще всего говорит тебе?
  2. Что делает твою маму счастливой?
  3. Что печалит маму?
  4. Что мама делает такого, от чего ты смеёшься?
  5. На кого была похожа твоя мама в детстве?
  6. Сколько лет маме?
  7. Какое любимое занятие твоей мамы?
  8. Что мама делает, когда тебя нет дома?
  9. Что маме удаётся делать хорошо?
  10. Что маме не очень удаётся делать?
  11. Кем работает твоя мама?
  12. Какая мамина любимая еда?
  13. Что Вы с мамой делаете вместе?
  14. Чем вы с мамой похожи?
  15. Что у тебя и у мамы разное?
  16. Откуда ты знаешь, что мама тебя любит?

Про сиблингов
  1. Что расстраивает ...?
  2. Что радует ...?
  3. Чем вы с ... похожи?
  4. Чем вы с ... отличаетесь?
  5. Кем будет работать ...?
  6. Что ... любит есть?
  7. Что ты любишь делать с ...?
  8. Что ... умеет хорошо делать?
Рисуем с детьми
Вариации игры

🎨 Я рисую контур или пример, дети рисуют остальное.

🎨 Дети что-то рисуют, а взрослый пытается придать рисунку больше деталей.

🎨 Взрослый рисует базу, а дети — детали: иглы — кактусам, усы — котам, окна и двери — домам, верёвочки — шарикам.
📗 Прописи-дорисовки от Жени Кац

🎨 Два человека рисуют по очереди детали по таймеру как в буриме, потом обмениваются рисунками и повторяют цикл. Можно рисовать, заворачивая часть рисунка по этажам, можно в открытую.


Простые темы
  • Солнце и планеты;
  • Воздушные шарики;
  • Ёлка и украшения к Новому Году;
  • Лодка на волнах;
  • Трава и цветы;
  • Бабочки;
  • Праздничные треугольники или колпаки;
  • Медузы и рыбы;
  • Фрукты и овощи;
  • Солнце / дождь и облака в небе;
  • Флаги настоящих и выдуманных стран;
  • Короны и бриллианты;
  • Сердечки;
  • Эскимо и мороженое в рожке;
  • Торт со свечками.


💜 Не обращаем внимания на отдалённость от реальности, выход за границы листа или контура, — цель просто порисовать.

Мы используем рисунки для мягкого перехода от противления к следованию, например, они помогают одеться, когда это вызывает сильные эмоции, но неизбежно.
Игра и мотивация
Игра — это деятельность на стыке выдумки и реальности, соответствующая критериям:

1️⃣ В игру игрок приходит добровольно = личный выбор + ненасильственность.

2️⃣ В игре игрок встречается с определёнными вызовами — встреча с источником фрустрации, позволяет в безопасном пространстве столкнуться с ситуацией, которая может привести к успеху или неудаче.

3️⃣ Игрок стремится достичь своих собственных целей:
❣️ Постановка целей
❣️ Мотивация
❣️ Безоценочность
➡️ Формирование системного мышления
Среда меняется и игрок даёт на это изменение обратную связь.

4️⃣ Игрок действует согласно определённым правилам:
❣️ Запоминание инструкций;
❣️ Ощущение границ.


Игры помогают нам переключить внешнюю мотивацию на внутреннюю, подключая:
✅️ Чувство компетентности — игра позволяет действовать.
✅️ Автономию — хорошая игра предлагает свободный выбор.
✅️ Чувство принадлежности — игра дает чувство связанности с другими.

❤️‍🩹 Игра даёт возможность стабилизироваться, проявляя эмоции и совершая поступки, осуждаемые социумом.


⚖️ Значимый выбор — влияет на игру и способен изменить её ход.
Уйти с уроков и пойти кататься на велосипедах в парке или выбрать в школе спецкурс — значимый выбор.

👻 Иллюзия выбора — что бы игрок ни выбрал, канва сюжета сохраняется.
Выбрать порядок выполнения домашнего задания или тетрадку для контрольных работ по математике — иллюзия выбора.


📙 Джейн МакГонигал, «Реальность под вопросом»: Как брать лучшее из игр и менять с их помощью мир.

📙 Дейв Берджесс, «Обучение как приключение»: игровые приемы для обучения.

📙 Стюарт Браун, Кристофер Воган, «Игра»: Как игра влияет на наше воображение и помогает социальному развитию, интеллекту, креативности и способности решать проблемы.
Следование правилам и взросление
В любой игре мы можем увидеть, готов ли ребёнок к учебной деятельности по тому, пытается ли он следовать правилам и отстаивать их, если кто-то другой нарушает.

🎨 Если ребёнок даже в простых играх не может следовать правилам, нарушает их в свою пользу, делает что-то случайное, отвлекается от игры, то кружки и занятия больше подойдут творческие, не директивные, с возможностью делать своё и отвлекаться от общей канвы действий.

🏗 У большинства детей появляется готовность следовать правилам и инструкциям в 5-6 лет, отметить это можно как по настольным играм, так и по самостоятельной сборке Lego.

🙄 Желание всё делать правильно может нас раздражать: ребёнок переносит правила и на нас, указывает, где мы отклоняемся от своих же принципов, подмечает ошибки, отказывается нарушать то, что мы считаем опциональными правилами.

👩‍👦Если один из детей уже на стадии принятия правил, а другие нет, это создаёт поле для конфликтов, разногласий и обид.

👿 Расстройство и гнев от проигрыша — нормальны, они сглаживаются кооперативными играми, где другие игроки разделяют последствия действий и могут нивелировать ошибки игроков.

🤴 Некоторые дети пытаются делать по-своему в игре с родителями и сиблингами, но в кругу сверстников принимают роли и следуют общим правилам — так проявляются естественное противление, альфа-комплекс и перепривязанность.

🎒 Если к школе умение следовать по правилам еще не созрело, это создаст поле для дискомфорта и нужна будет игра, чтобы обойти такое положение и научиться радоваться правилам.
Типы обучающих игр
  • Настольные игры
    • Основаны на манипуляции предметами по правилам.
    • Допускают незначительные изменения правил, могут быть частью крупных проектных занятий.
    • В большинстве игр ходят по очереди, но бывают и одновременные действия.
    • Бывают кооперативные — игра против поля или по командам, бывают через соперничество или даже соло-игры.
    • Игра Коробка сказок — микс настольной игры и сторителлинга.
  • Словесно-ролевые игры
    • Основаны на словесных описаниях действий героев и создании историй.
    • Всё происходящее с игроками описывается ими самими и мастером игры в формате DnD.
    • Игровые действия заявляются: “Я направил волшебную палочку на тролля и вызвал огненный шар”, а мастер объясняет, как отреагировал мир.
    • В игре часто используются многогранные кубики, чтобы разнообразить реакции мира.
    💫 Сайт с DnD для детей
  • Игры живого действия
    • Игроки моделируют игровую деятельность, вступая в живое творческое взаимодействие.
    • Большие игры, требующие погружения в роль, костюмов, декораций, атрибутики, изучения исторического контекста или книг.
    • Границ мало — можно пробовать всё, что позволяет воображение, нет ограничений со стороны платформы.

    💫 Живые ролевые игры через Zoom или совсем вживую
    💫 Курс по созданию образовательных ролевых игр Антипедагогика
  • Игры на компьютере и телефоне
    • Наиболее ригидные, ограничены работой алгоритмов и не включают мастера игры, который может менять правила. Чем шире функционал, тем более наполняющей может быть игра.
    • Отдельный вид искусства, красивые и глубокие игры часто превосходят по многим параметрам фильмы и сериалы. Сценаристы изучают историю, психологию, искусство и воспроизводят реальные структуры в доступном каждому виде.
  • Геймификация в учёбе
    • Рейтинги, бейджи, очки опыта, игровая валюта и подобные способы стимулировать деятельность.
    • Зачастую становится альтернативой оценкам.

    🍀 Хорошая статья про геймификацию.
Тематические настольные игры
✅️ Игры закрывают сразу несколько потребностей:
  • В новых впечатлениях;
  • В автономности;
  • В позитивных эмоциях;
  • В общении.

✅️ Игры позволяют отрабатывать конкретные навыки.

✅️ Игры создают безопасное пространство для проб и ошибок, а также периодически ставят ребёнка в позицию успеха.

✅️ Необязательно играть по правилам! Мы адаптируем многие правила игры под нашу разновозрастную группу детей и делаем их командными. Иногда дети сами придумывают альтернативные правила.

✅️ Игры Банды умников и Простых правил часто включают несколько уровней сложности под разный возраст, поэтому их так много в списке.

✅️ Игры на более ранний возраст позволяют ребёнку получить преимущество в игре, что поможет при выходе из выученной беспомощности. В этих играх они могут расслабиться и получать удовольствие от процесса игры, строить стратегии выигрыша и искать закономерности.

✅️ В кооперативных играх выстраиваются поддерживающие отношения между участниками.

✅️ В соревновательных играх появляется возможность сбросить токсичную фрустрацию и почувствовать себя важнее остальных, однако к этому должны быть готовы все участники.

Подборка обучающих настольных игр
Преобразуем настольные игры в кооперативные
Многим детям сложно играть в настольные игры из-за конкуренции, но всегда можно поменять правила, чтобы дать возможность именно играть, а не стремиться выиграть.

✨Изначально кооперативные игры собраны тут.


Ломаем правила

🎲 Зельеварение: в механике игры и так продуманы бонусы за то, что карты игрока были использованы другим. Если детям мешает поле, его можно убрать и собирать рецепты вплоть до самого сложного.

🎲 Мягкий знак: на каждое прилагательное выбирать слова вместе.
Заменяем принцип «кто первый» на «задание для каждого».

🎲 Матрёшкино: убрать ведущего и просто открывать карты, никак не считать очки, карты отдавать в сброс.

🎲 Dixit: убрать поле и не считать очки.
Можно делать в играх, где рейтинг оценивается полем, но игра ведётся в другом пространстве.

🎲 Монополия: создавать коалиции и не платить за посещение поля союзника.
Многие игры позволяют создавать коалиции или играть вдвоём за одного.

🎲 Inspector Mouse: The Great Escape: давать звёзды всем, если хоть кто-то угадал, решать вместе, кто пытается сбежать.

🎲 Сардины: раздать по 5-6 карт и собирать по памяти вместе банку сардин. Можно и не по памяти, в открытую.

🎲 Treasure of the Dragons: назначить одного из игроков охотником за драконами.
Разделение миссий в игре помогает включать разновозрастных игроков.
Бонусы настольных игр
— Способ не общаться с незнакомыми людьми напрямую, если это уязвимо, но находиться в совместной деятельности.
— Способ занять несколько детей или комбинацию дети + бабушка чем-то, не вовлекаясь в это вовсе.
— Возможность иметь что-то комплектное и радоваться, что ничего не потерялось.
— Один подарок для всех детей на незначительные праздники.
— Память о собственной бурной юности.
— Легко передарить или продать, когда надоест детям.
— Шанс словить вдохновение и погрузиться в игру вместе с детьми, не отвлекаясь на гаджеты.

Соло-игры

Почему компьютерные игры затягивают?
  • Быстрые достижения и награды
    В игре много возможностей достичь чего-то и получить награду: завершить миссию, построить карьеру, выиграть гонку, заработать много денег.

    Нацеленность на результат, а не процесс, преследует детей во время обучения с помощью оценок, грамот, наклеек за достижения.
  • Калейдоскоп ролей
    • В игре можно быть таким, каким хочешь и никто не видит внешность, жизненные проблемы и внутренние ограничения человека.
    • Игра даёт возможность примерить разные роли и модели поведения.
    • Безопасное пространство, зачастую свободное от неодобрения и буллинга (если ограничиться играми без PvP).
  • Мир без последствий
    • Игра даёт опыт успеха и новых впечатлений, возможность переиграть при совершении ошибки, минуя последствия, что помогает расслабиться и плыть по течению.
    • Игра помогает выстраивать границы и отказываться от неприятного общения.
  • Уход от реальности
    Виртуальность помогает отвлечься от реальности со всеми её проблемами, нерешаемыми задачами, тяжёлыми эмоциями, ответственностью.
Фото на обложке — из личногл архива
На фото дети сортируют цветочные лепестки в Батуми