Я сам!
Дни похожи один на другой и в этой череде мы можем чувствовать разное: усталость от повторений и ощущения белки в колесе или чередование опустошения и наполнения тем, что именно мы делаем. На помощь приходят ритуалы, рутины и расписание — они помогают выстроить канву дня так, чтобы наполняться контактом с детьми или собственной деятельностью перед действиями, пожирающими ресурс. Сон, вода, общение с детьми и своевременные приёмы пищи — база, которую нам важно встраивать в дни.
Темы раздела
• Мотивы и причины непослушания
• Запреты в жизни детей
• Первые шаги в сторону самостоятельности
• Гиперконтроль
• Одежда, поддерживающая самостоятельность
• Вовлечение в уборку
• Помощь по дому — в радость

• Практика трёх Р
• Утренние рутины
• Вода
• Почему подростки пропускают завтрак?
• Конструктор ланча
• Ребёнок не хочет брать ланч из дома, но и в школе не может есть
• Режим дня школьника
• Спорт в жизни школьника
• Особенности сна подростков
• Лайфхаки про сон
• Уборка и организация пространства
• Организация места для учебы
• Личное пространство
Мотивы и причины непослушания
У каждого действия ребёнка есть мотивы и причины. В момент, когда мы сталкиваемся с неожиданным поступком или сопротивлением там, где его раньше не возникало, дарим себе 10 секунд на выравнивание дыхания / глоток воды.

Если ситуация не острая и есть время понаблюдать и подумать, можно спросить себя:

Что ребёнок хотел на самом деле сделать, к чему ведёт его неожиданный поступок?
Ребёнок, раскидывающий вещи из шкафа, может стремиться вытереть лужу от разлитого горшка, который он пытался самостоятельно вылить. Но все вещи оказываются неподходящими для этой миссии, а тряпки спрятаны вне зоны его доступа.
💖 Если ребёнок может аргументировать свой поступок, то этот вопрос можно нежно ему адресовать.

Налажен ли в данный момент у меня контакт с ребёнком или он увлечён личной деятельностью и поэтому не слышит мои слова?
Дети фокусируются на одном типе деятельности и могут игнорировать все входящие сигналы. Кричать ребёнку из другой комнаты непродуктивно, — без визуального контакта сложно последовать за родителем.

Почему ребёнок не делает то, о чём я его прошу?
  • Его активная привязанность сейчас кто-то другой?
  • Его текущая деятельность реализует его базовые потребности?
  • Ему сложно переключаться между видами деятельности?
  • Мои просьбы нарушают его границы, заставляют выбрать меня вместо себя самого?
  • Моя интонация смахивает на давление и вызывает противление?
  • Я на самом деле не хочу просить, а хочу потребовать и не готова к отказу?
Если ребёнок вынужден бросить делать то, чем он занят, ради нашей просьбы, ему невероятно сложно согласиться. Если нам удастся войти в контакт, активируется сила привязанности и ребёнку естественнее следовать за нами.

Поставьте себя на место ребёнка и вспомните себя в детстве. Были ли подобные ситуации между вами и родителями? Помните ли вы свои ощущения, мысли, эмоции?

Спросите у ребенка, нужна ли ему помощь и какая конкретно.
Ощущения, которые мы хотим передать: «Я слышу тебя, я с тобой в контакте, оберегаю тебя и задаю направление для движения и развития, не пытаясь лишить тебя свободы».


Если действие всё-таки пришлось остановить:

✅️ Разделяем просьбы и описание последовательности действий. Просьба подразумевает возможность согласиться или отказаться.
«Слезь и верни спички на место, пожалуйста» — просьба.
— «Пришло время слезать, вот место, где живут спички» — констатация.

✅️ Ставим себя и ребёнка по одну сторону от правила.
«Ночь приходит и все люди засыпают, мы не можем это отменить или поменять. Я тоже иногда мечтаю, чтобы день длился подольше».

✅️ Выдерживаем сложные эмоции ребенка и по возможности трансформируем их в печаль. Не пытаемся запретить проявление агрессии, но можем пробовать перевести её в игру или перенести на неживые предметы.

✅️ Понятное правило для ребёнка умещается в одной короткой фразе и варианте альтернативы:
«Мы не пьём воду из крана. Можешь взять стакан и налить себе из кувшина».
— «Мы не берём чужие вещи. Это велосипед мальчика. Пойдем спросим его, вдруг он захочет дать тебе покататься».


NB: Когда мы себя и свое нересурсное состояние делаем причиной ограничить ребёнка в чём-то, то автоматически возникает конфликт между взрослым и ребёнком и ребёнок оказывается в положении выбора между собственными желаниями и здоровьем мамы, — это непосильная ответственность, которая делает ребёнка ведущим в отношениях.
😕 «Ты не можешь прыгать на батуте, потому что у меня нет сил тебя страховать».
Обсуждаем с партнёром
🤍 Бывают ли ситуации, когда один из нас хотел помочь другому, но столкнулся с волной непонимания или порицания? Как мы выруливаем из таких положений?

🤍 Умею ли я отстраняться и останавливаться, когда ты просишь меня перестать что-то делать?

🤍 Как мы даём друг другу понять, что ресурс закончился или нужно срочно отвлечься и второму взрослому нужно переключить ребёнка на себя на время или помочь ему выйти из эмоционального виража?
Кажется, пришло время придумать стоп-слова и невербальные сигналы для контакта между нами.
Запреты в жизни детей
🍒 Запреты, касающиеся всей семьи, могут сплотить нас с ребёнком: мы ставим себя на одну сторону с ребёнком ➡️ можем поделиться личным опытом принятия конкретного запрета.

Ребёнка фрустрирует, когда родители нарушают общие правила: едят сладкое вместо приема пищи или трогают его вещи без спроса, не разрешая трогать свои.

Мы противоречим своими поступками своим же запретам ➡️ формируется посыл «делай так, как я говорю, а не так, как я делаю» ➡️ внутренний конфликт у ребёнка: я не могу следовать за взрослым через поступки ➡️ привязанность нарушается.


Вопросы к себе
  • Почему я это запрещаю: это опасно, неприятно мне лично, вредно?
  • Соответствует ли запрет ограниченным умениям моего ребёнка или его возрасту?
  • Может ли мой ребёнок удерживать такое количество запретов в голове?
  • Что я могу сделать с пространством, чтобы запретов стало меньше?
  • В каких областях я могу дать ребёнку свободу и передать контроль и ответственность за собственные поступки?

☔️ Многие запреты можно переформулировать в правила и записать их в свод правил семьи в легко доступном месте: вместо «не прыгать на кровати» постулируем «прыгать только во дворе».

💔 Запреты можно сочетать с разрешениями в одном предложении, чтобы перенаправить энергию, а не гасить её.


Типы запретов

❌ Запреты, связанные с безопасностью
Не драться, не обижать животных, не убегать и не прятаться от родителей в людных местах, не выбегать на проезжую часть, не совать пальцы в розетку, не трогать огонь, не залезать на подоконник, не бегать с ножом, не кататься на велосипеде без шлема, не заходить в чужой дом, не смотреть на солнце, не гулять без взрослого до определенного возраста...

❌ Социальные запреты, связанные с местами пребывания
Не кричать в закрытых общественных местах, если не больно или опасно, не трогать чужие вещи, не говорить при человеке, что он толстый или некрасивый, не облизывать чужую еду...

❌ Внешние рамки, шаблоны и стереотипы
Не копаться в грязи, не грызть ногти, не ковыряться в носу, не сидеть на земле, не прогуливать школу, не передаривать подарки, не выкидывать вещи в унитаз, не есть немытые овощи, не держать руки под одеялом…

❌ Привычка запрещать Автоматические запреты без каких-то оснований вроде запрета на сочетание фиолетового и синего в одежде

❌ Запреты из-за тревожности
Мне страшно жить и я передаю эти страхи детям: нельзя залезать на горку, иначе упадёшь, нельзя есть сладкое, а то испортятся зубы, нельзя гладить собаку, хотя хозяин разрешил, нельзя снимать страховочные колеса с велосипеда...

❌ Запреты с целью сделать ребенка зависимым
Страх потери власти над ребёнком, одиночества и ненужности: нельзя учиться готовить, нельзя убираться, нельзя поступать в элитную школу, нельзя поступать в университет, нельзя заводить отношения...

❌ Запреты, связанные с нашими персональными чувствительностями и личными убеждениями
То, что нас сильнее всего триггерит, но уравновешивается свободой в смежных областях: нельзя бить маму, но можно материться, нельзя размазывать сладкое по дивану, но можно по столу...

❌ Запреты из состояния усталости и задолбанности
Мне не хочется что-то разрешать, потому что нет сил потом убираться или вовлекаться в происходящее, а хочется уделить внимание себе. Я не считаю, что ребёнок справится с нейтрализацией последствий, но мои внутренние ресурсы истощены и мне хочется перенести эту деятельность в будущее.
Обсуждаем с партнёром
🤍 Какие типы запретов превалируют в нашем родительстве?

🤍 Какие запреты универсальны в семье и поддерживаются всеми?

🤍 Какие запреты свойственны только одному из нас, а другой разрешает и (в идеале) готов разбираться с последствиями?
Давай запишем все запреты, которые ощущаем важными и сравним списки?
Первые шаги в сторону самостоятельности
Когда ребёнок учится делать что-то, мы верим в него, не завязываем действие на наше одобрение и похвалу, но находимся неподалёку на случай, если будет запрос о помощи. Не предлагаем сделать что-то новое и непривычное, а ждём, когда импульс к действию возникнет сам.


Примеры взаимодействий

🙂 Голова — самая тяжелая часть тела ребёнка до года ➡️ в этом возрасте он узнаёт, что падать больно. При падении роднички обеспечивают эффект амортизации, смягчая удар.
‼️ Естественное развитие: переворачиваться ➞ сидеть и ползать ➞ ходить и стоять.
❌️ Ходунки, прыгунки, шлейки и шлемы нарушают порядок освоения навыков, давая избыточную нагрузку на суставы и позвоночник.

💦 На берегу реки с быстрым течением и большой глубиной я держу ребёнка за руку, а рядом с искуственным прудом или фонтаном глубиной по коленку ребенка — нет. Особенно если его и воду разделяет порожек или другое перекрытие.

🫙 Когда ребёнок занимается выгрузкой стеклянных банок или посуды из нижних ящиков, садимся рядом и если что-то разобьётся — убираем, переместив ребёнка в безопасную зону ➡️ даём узнать, что стекло хрупкое.

👌 В наименее тугом месте позволяем ребёнку прищемить несколько пальцев разом пустым выдвижным ящиком. Это гораздо безопаснее, чем дверью или нагруженным ящиком.

🍕 Даём потрогать горячую еду на тарелке и после отдёргивания руки говорим, что это горячее. Это поможет останавливать ребёнка словами и убережёт от трогания плиты и прочих обжигающих предметов.

🌈 Сначала прокачиваем навыки залезания, слезания, скатывания, прыжков на низких горках, затем идём на площадки с высокими, особенно если раньше были ограничения или помощь.
✅️ Базовое правило: сам залез — сам и слезай. Можно подсказывать, куда ногу ставить или как развернуться, но не снимать.

⚡️ Когда ребёнок залезает туда, где по мнению взрослого слишком высоко / слишком много людей / ребёнок сонный или усталый или если у нас уже нет сил держаться храбро, даём залезть в последний раз, восхищаемся ребёнком, как он высоко залез и крепко там держится, предлагаем обняться и спускаем его или наблюдаем, как ребёнок спускается сам.
Обсуждаем с партнёром
🤍 В каких областях проще дать ребёнку свободу каждому из нас?

🤍 Можно ли разделить зоны взаимодействия с ребёнком так, чтобы ему в разных локациях доставался наиболее уравновешенный к деятельности взрослый?
Я выше ростом, поэтому естественно, что мне проще будет страховать там, где высоко.
Гиперконтроль
Иногда мы хотим помочь детям в том, что их интересует и вместо этого их контролируем или делаем за них.

📌 Ограничиваем деятельность, которую выбрал сам ребёнок по времени без особой причины.
Ты можешь рисовать каллиграфию только 30 минут, иначе устанут глаза.

📌 Ищем себе странную роль, вовлекающую в деятельность, хотя ребёнок этого не просит.
Давай я буду тебе менять воду после каждого обмакивания кисточки?

📌 В случае неуспеха / падения / внезапного взрыва останавливаем деятельность.
Я же говорила тебе, что ты ушибёшься / ошибёшься / рассыпешь всё, — теперь ты знаешь, почему я так сказала.

📌 Делаем то, что нам кажется сложным, вместо ребёнка, лишая его возможности попробовать и ошибиться, хотя на самом деле по возрасту он готов к деятельности.
Давай я тебе нарежу овощи мелко, ты их всыпешь в кастрюлю, нальёшь воду, а я сварю. Вот ты и сделаешь суп!

📌 Комментируем без запроса ход действий, акцентируемся на местах, где может быть ошибка или где ход действий идёт не туда, но никто от этого пострадать не может.
Вот в этой строчке у тебя неужели всё правильно?

📌 Объясняем ребёнку какой-нибудь математический, лингвистический или логический трюк, лишая его радости открытия нового и цели в проявлении любознательности.
Если на ромашке чётное количество лепестков в игре "Любит — не любит", то выпадет "не любит".


Что можно сделать вместо этого?

✅️ Если кажется, что деятельность начала приносить вред ребёнку, пробуем предложить что-то не менее увлекательное (и лучше не еду), не акцентируя внимания на том, что предыдущую деятельность надо останавливать. Например, совместную настольную игру, чтение долгожданной книги, прогулку, обнимашки — то, что для конкретного ребёнка важно и совершается вместе со взрослым.

✅️ Делаем свои дела, если ребёнок рад своей самостоятельности и не приносим в жизнь ребёнка необходимость жёстко отстаивать границы.

✅️ Предлагаем после неудачного опыта попробовать ещё раз или просто не останавливаем попытки, незаметно подстраховывая или фоново ободряем и показываем ребёнку, что мы в него верим, если он этому рад.

✅️ Молчим и наблюдаем за деятельностью со спокойным выражением лица, если наше наблюдение ценно ребёнку.

✅️ Даём свободу делать выводы и искать стратегии самостоятельно, даже если они неверные.
Обсуждаем с партнёром
🤍 Удаётся ли держать дистанцию при наблюдении за деятельностью ребёнка?

🤍 Что сложнее делать: не комментировать, не помогать, жалеть вместо нравоучений, найти себе занятие без ребёнка?
Я во всём тоже участвовать!
Одежда, поддерживающая самостоятельность
✅️ С молниями на одежде и липучками на обуви проще справиться, чем с кнопками, пуговицами и шнурками.

✅️ Короткие рукава и штаны помогают быстрее освоить управление своим телом, сцепление с полом гораздо лучше ➡️ ползать, садиться и вставать — проще.

✅️ Не концентрируемся на том, что ребенок поначалу надевает одежду наизнанку или задом наперед, важен сам навык надевания, распознавание сторон придет позже.

✅️ Для расширения навыка у опытных самоодевающихся детей можно вывернуть один рукав у футболки или одну штанину.


Лайфхаки с одеванием

— Пижамы, которые не выглядят как пижамы
— Рисовать человечка и пририсовывать ему одежду по мере одевания ребёнка
— Купить тетрадки с Dolly dressing и нормализовать одевание таким образом
— Надевать взрослому носки, шапку, меняясь ролями
— Купить бесшовные носки и трусы, срезать все бирки на одежде, избегать шершавых частей одежды, касающихся тела
Вовлечение в уборку
Когда ребёнок оказывается в одиночестве, например, в поездке, мы чувствуем спокойствие, если он полностью автономен: знает, где покупать продукты, как составлять рацион на несколько дней, как готовить еду и полноценно комбинировать продукты, как подавать её на стол и убирать после приёма пищи.


✅️ Домашние обязанности не должны портить отношения. Приглашая детей в домашние дела как в игру, мы учим их минимальному автоматическому уходу за пространством.

✅ Уборка не должна быть условием для контакта:
Не буду тебя обнимать / с тобой говорить / не выйдешь из комнаты, пока не уберёшься

✅ Даём конкретные инструкции и задания вместо общих формулировок. Если есть необходимость передать ребёнку какое-то дело по дому целиком, лучше зафиксировать это в письменном виде, услышав пожелания всех вовлечённых сторон.

✅ Во время уборки вводим игровые элементы:
— Как думаешь, тут больше 20 машинок или меньше? Давай посчитаем!
— А сможешь попасть в эту коробку броском?
— Я огромный экскаватор, смотри как я ковшом сгребаю лего!

✅ Не ждём, что ребёнок, который разбросал вещи в ходе выплёскивания агрессии, соберёт их назад. А вот убрать элементы завершённой игры перед тем, как достать новую — иногда достижимо.

✅️ Личное пространство — зона личной ответственности и выбора. Если происходящее там безопасно, то вмешиваться в происходящее стоит только при согласии ребёнка.

✅️ На общественных территориях каждый может отвечать за свои вещи, учитывая интересы всех членов семьи.


❤️ Все неприятные и скучные занятия имеет смысл преобразовавать в игру или соревнование со взрослым или с самим собой. Это снижает стресс и давление в отношениях, сохраняя нервную систему стабильной, а отношения наполняющими.
Обсуждаем с партнёром
🤍 Есть ли у каждого из нас обязанности по дому или любимые дела, которые вы готовы брать на себя?

🤍 Какие дела сложно делать нам обоим и хочется избегать?

🤍 Какие эмоции рождаются на предложение помочь, если дела по дому целиком на одном из нас?
Я сам хочу в этом разобраться!
Помощь по дому — в радость
У каждого ребёнка свои пристрастия и свой уровень развития мелкой и крупной моторики, а у каждого взрослого свой набор триггеров, устойчивость к бардаку и уровень тревожности.
Ритуалы поддержки
Придумайте или отметьте свои ритуалы в течение дня.

Этими добрыми ритуалами мы создаём ребёнку безопасную и бережную среду, сообщая ему:
«Всё в порядке. Я рядом. Я тебя слышу. Мы вместе. Ты важен. Твои чувства важны. Я на твоей стороне».

Практика трёх Р

Расписание

Помогает не забывать важное: приёмы пищи, уроки, прогулки, домашние задания, хобби, время на скуку и игру, сон.


  • Может быть в виде последовательности действий без строгой привязки ко времени.
  • Может опираться на праздники и Колесо Года.
  • Если ребёнок забывает поесть или лечь спать вовремя — часы или напоминание взрослого пригодятся.
  • Школа, кружки и прочая детская деятельность двигают привычные времена приёмов пищи и сна — гибкость и изобретательность в помощь!
Ритуалы

Деятельность, облегчающая переходы и выстраивающая секретный семейный кодекс.


  • Есть пиццу по пятницам
  • Кидаться друг в друга носками при разборе постиранных вещей
  • Привозить из поездок открытки
  • Обниматься перед засыпанием и делиться сокровенным
  • Писать записки и складывать оригами в коробку для школьного ланча
  • Ездить к бабушке каждый Новый Год
Рутины

Помогают нам держаться вместе, активировать и поддерживать привязанность, выделять окошки для приятного общения и привыкать к повторяющейся заботе о себе.


  • Собираться вместе на семейные приёмы пищи
  • Чистить зубы перед сном под зубной подкаст
  • Одеваться перед выходом на улицу, проверив прогноз погоды
  • Закупать продукты раз в неделю по списку
  • Ходить вместе в бассейн по средам
Почему подростки пропускают завтрак?
✅ У детей и подростков выше утренний пик кортизола и подутренний выброс гормонов роста ➡️ глюкоза натощак может не успевать низко опускаться ➡️ голод не ощущается.

✅ Подросткам свойственно поздно перекусывать ➡️ нарушается выработка гормонов голода (грелина) и сытости (лептина) ➡️ голод с утра не наступает.

✅ Смещённые биоритмы вынуждают приоритизировать сон, а неустойчивая самооценка вынуждает концентрироваться на процессе приведения себя в порядок с утра.

✅ После еды может укачивать в транспорте по пути в школу.

✅ Потребление и приготовление пищи занимает слишком много времени, а хочется спать подольше.

✅ Озабоченность своим внешним видом ➡️ диета или признак РПП.

✅ Нет привычки и взрослые поступают так же.

✅ Хочет самостоятельно готовить завтрак, но нет возможности или условий, например, хочет делать в одиночестве.

✅ Некоторые лекарства (например, Риталин) подавляют аппетит. В такой ситуации приём пищи, максимально отдалённый от лекарства будет самым плотным.


Что может помочь?

❤️ Завтрак в школе — какой бы он ни был.
❤️ Полноценные и лёгкие к употреблению перекусы с собой.
❤️ Лёгкая физическая активность с утра.
❤️ Пропуск первого урока или поздно начинающиеся занятия.
❤️ Такси или поездка на машине вместо общественного транспорта.
❤️ Пища, готовая и сервированная до того, как проснётся подросток.
❤️ Возможность готовить завтрак на всех так, как хочется, если есть на это запрос от подростка.

Какие ингредиенты для ланча лучше избегать:

❌ Дутые хлебцы — из-за продуктов гликации они не перевариваются полноценно ➔ заменяем на хлеб на закваске, льняные и чиа-хлебцы.

❌ Тунец, особенно в жестяной банке — из-за тяжёлых металлов ➔ заменяем на сардины, печень трески, дикий лосось.

❌ Арахис — из-за тотального заражения плесенью, связанного с тем, как он растёт ➔ выбираем другие орехи и семена.

Ребёнок не хочет брать ланч из дома, но и в школе не может есть
▶️ Обращаемся к опыту сериалов и блоггеров: в большинстве американских, канадских и израильских школ ланч приносят дети из дома.
🍀 @sulheejessica, Tik Tok
🍀 @lunchformytribe, Instagram
🍀 Сцена с ланчем из Young Sheldon

▶️ Изучаем, что красивое едят в школах во всём мире и сравнить с тем, что обычно бывает в столовой.
🍀 Школьный шеф-повар Jason Hull, Instagram
🍀 Школьные ланчи в разных странах мира
🍀 Документальный мини-сериал Jamie's School Dinners
🍀 Вариации ланча от Гордона Рэмзи

▶️ Используем свой личный пример и носим домашнюю еду на работу.

▶️ Находим приемлемую пакетированную еду — идеи тут.

▶️ Высокочувствительные дети могут испытывать дискомфорт от того, что кто-то смотрит, как они едят или ест рядом.
Можно найти в школе место, где никто не будет смотреть и мешать, например, в классе во время длинной перемены.

▶️ Рассказываем про исследование, которое показало, что основной плюс от обязательного школьного образования для бедного класса населения — наличие бесплатной еды в столовой, а не сам факт образования.

▶️ Предлагаем выбрать ланч-бокс и бутылку для воды, которые будут приятны.
  • У Klean Kanteen можно заказать стальные крышки, они подходят и к бутылкам Hydroflask и Super Sparrow.
  • Для сухих продуктов можно использовать пластиковые контейнеры из полипропилена, выстланные подпергаментом или бумажным пакетом между едой и пластиком.
  • В ланч-бокс можно приклеить стикер с пожеланием приятного дня или каким-то милым рисунком.
  • Избегаем крышки-поильники, в них заводится плесень и потом её не извлечь.

▶️ Играем в детектива, изучающего составы продуктов, ищем вкусные сочетания продуктов, добавляем специи и суперфуды в еду из столовой.
Режим дня школьника
Какие события встраиваются в ежедневное расписание дня ребёнка?
Спорт в жизни школьника
У детей есть самостоятельно развивающаяся тяга к движению, которая часто не учитывается социумом. Какие препятствия встречаются на этом пути?
  • Не хватает времени
    По исследованиям, если бы люди не использовали машины, лифты, эскалаторы, а проходили расстояния пешком, то прогулка до спортзала из дома дала бы потратить столько же калорий, сколько одна тренировка. Гиподинамия связана с тем, как мы работаем, живём, делаем повседневные дела. Прогулка в лесу с залезанием на камни и деревья — тоже физическая нагрузка, есть даже направление палео-фитнес.
  • Страхи взрослых
    ⛔️ Подстраховка на детских площадках, сомнительные ограничения из-за правил приличия, запреты залезать туда, куда стремится ребёнок из-за внутренних переживаний.

    ✅️Правда не стоит: острые ржавые металлические детали, электричество, то, что может безвозвратно разбиться (пример).
    ✅️ Не страхуем совсем лет с 4-5, до этого только там, где в 2-3 раза выше роста ребёнка, просто стоя рядом на расстоянии, чтобы быстро подойти, если что.
    ✅️ Падение там, где было безопасно даёт опыт приземления и травм (незабываемый опыт закрытия прошлой травмы, связанной с больницей).
    ✅️ Не снимаем детей с верхатур и не помогаем туда залезть, — если может самостоятельно залезть, то сможет и слезть.

    📕 «Горилла, которая хотела повзрослеть»‎, Джилл Томлинсон
  • Ускорение движения
    Поездки на автомобиле, велосипеде, роликах, самокате, общественном транспорте, лифте там, где посильно двигаться и без них.

    ✅️ Ходим пешком по лестницам.
    ✅️ На автобусе передвигаемся в основном туда, куда не дойти за 30 минут (если не жарко, дети не устали, не хотят в туалет и не слишком голодны).
    ✅️ Не забываем про безопасность — шлем нужен практически всегда.
    ✅️ Далёкое расположение учебного заведения и кружков от дома снижает количество пеших путешествий — исследуем, что доступно вокруг нас.
  • Гаджеты и неподвижные занятия
    Часто используются, чтобы дети не разносили квартиру / автобус / МФЦ и дали нам возможность спокойно заниматься своими делами.

    Дистанционное обучение без пауз на физическую активность — современный способ причинить добро через неподвижность.

    ✅️ Для мозга оптимально сочетать движение и прослушивание лекций, которые не нужно конспектировать.
    ✅️ Помощники:
    • Свободное пространство дома
    • Безопасный доступ на улицу и на природу
    • Достаточный возраст для самостоятельного перемещения
    ✅️ Варианты соло-активностей:
    • Танцевать, когда слышишь музыку, где бы ты ни оказался.
    • Перемещаться к воде: на море, озеро, реку, к ручью.
    • Залезать на деревья, крыши площадок, по канату, на гамак сверху.
    • Изучать книгу по детской йоге и по ней самостоятельно заниматься.
    ✅️ Детей тянет к движению изнутри и скука помогает находить новые пути к разнообразию движения.

    📕 «Играем в йогу»‎, Лорена Паджалунга
    📕 «‎Физкультура про другое»‎, Сергей Реутский
  • Игнорирование потребности в движении
    Стандартные правила в учебных заведениях:
    ⛔️ Необходимо неподвижно сидеть на уроке;
    ⛔️ Нельзя качаться на стуле;
    ⛔️ Нельзя бегать на переменах;
    ⛔️ Нельзя покидать территорию школы в учебное время, хотя там недостаточно пространства и детских площадок необходимого уровня сложности для удовлетворения потребностей всех учащихся.
  • Занятия неподходящими видами спорта
    Факторы риска:
    ⛔️ Вид активности выбрали за ребёнка;
    ⛔️ Спорт не подходит ребёнку по характеру;
    ⛔️ Несовпадения в темпе с тренером;
    ⛔️ Жестокость и абьюз со стороны тренера;
    ⛔️ Необходимость выдерживать боль и неприятные ощущения;
    ⛔️ Избыточные нагрузки.

    ✏️ Одержимость физическими упражениями аналогична орторексии — неудержимому следованию здоровому питанию.

    ✏️ Статья про стресс от неверно выбранного типа физической нагрузки.
Особенности сна подростков
Эволюционные приколы
🌙 По ходу полового созревания пик секреции мелатонина смещается на более позднее время, с 22:00 к 1:00, а его количество снижается. В этот период растёт чувствительность к вечернему уровню освещённости, что эволюционно обосновано необходимостью принимать участие в охоте, охране жилья и прочих занятиях взрослых ➡️ заснуть до полуночи практически невозможно.


Это всё гаджеты!
🌙 Нет! Во всех культурах, включая племенные, у подростков происходит задержка накопления усталости во время бодрствования ➡️ засыпание длится дольше и человек вынужден бодрствовать ночью.


А учиться когда?
🌙 Увы, для ребёнка, учащегося с 8 утра в школе или высшем учебном заведении, ночной сон длительностью 8-11 часов становится недостижимым. Высокий уровень мыслительной активности поддерживается с 10 до 15 часов и именно это время было бы логично посветить учебе. Ранний подъём для подростков неестественен и только снижает продуктивность.

❤️Общественное движение Start School Later (USA) выступает в поддержку более позднего начала уроков для старшеклассников.


А почему я не высыпаюсь тогда?
🌙 После 22-25 лет начинается обратный процесс и пик мелатонина сдвигается на полночь. Поэтому взрослым оптимально засыпать в 22-23 часа.


Дневной сон может помочь?
🌙 Во сне активируются более 250 генов, отвечающих за переработку информации, поэтому подростки могут спать днём, если им хочется, это только поможет в обучении и не является признаком лени или последствием позднего засыпания ночью.
🌙 Во сне активируется иммунная система, поэтому долгий сон в болезнь, даже днём, помогает исцелиться.
🌙 Дневной сон длительностью до 26 минут не позднее 16:00 четыре раза в неделю снижает риски болезни Альцгеймера у взрослых.


А как влияет еда?
🌙 Ночью мозг занимается упаковкой информации в память и удалением бесполезных данных. Для оптимизации этого процесса подключается глимфатическая система — специфическая для мозга система очистки от побочных продуктов, образовавшихся за день из глюкозы. Если перед сном поесть, особенно красное мясо, сухофрукты или выпечку, то система очистки включится отложенно, когда закончится пищеварение. Это повлияет на самочувствие утром и успешность усвоения информации.

💫 Статья про сон подростков на БиоМолекуле
Лайфхаки про сон
💫 Видео про сон для просмотра с детьми.
✏️ Список натуральных тканей
✏️ Нормализация сна
✏️ Питание и добавки для сна

✨ Рекомендации по экологичным принадлежностям для сна есть в подборке Уютный эко-дом.
Уборка и организация пространства
Как вовлекать детей, как не истощаться самой от уборки и зачем это всё нужно.
  • Вопросы в процессе формируют отношение к вещам
    ❓Нужна эта вещь или нет? Если не нужна, то что мешает её выбросить?
    ❓Как часто она используется?
    ❓Куда лучше её положить, чтобы было легко достать?
  • Много вещей в доступе
    ➡️ Мы не в состоянии пользоваться ими одновременно.
    ➡️ Нарастает напряжение и рассеивается внимание.
    ➡️ Кажется, что нам неудобно, потому что нужный предмет отсутствует.
    ➡️ Мы совершаем импульсивные покупки.
  • Уборка нас учит
    ✅ Самостоятельно отвечать за свои вещи;
    ✅ Разделять вещи на нужные и ненужные (принятие решений);
    ✅ Определять, сколько нам нужно вещей, чтобы их было достаточно для жизни и удобно убирать;
    ✅ Не просто обладать, а умело использовать и хранить вещи. Если запихать вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать нужную.
    ✅ Брать ответственность за вещи на общей и личной территории.
  • Бросить, так и не начав
    Когда ребёнку приходится решать, что делать с каждой вещью, ему быстро надоедает процесс и он не может сосредоточиться.
    — Куда бы спрятать тетрадь по математике?
    — Наверное, будет неудобно, если я брошу ботинки на кровать?
  • Делим вещи на категории
    • Вещи для учебы
    • Книги и журналы
    • Спортивный инвентарь
    • Игрушки и настольные игры
    • Материалы для творчества
    • Одежда
  • Места для хранения
    • Вещи удобно хранить в комоде или в выдвижном ящике, внутри которых разложить их в коробки, контейнеры или корзины.
    • Доставать и убирать вещи должно быть удобно ➡️ заполняем места хранения на 70%.
    • Коробки по категориям — спасение для спешащих людей. Если нет времени складывать одежду в шкаф, а игрушки на полки, можно сделать коробки со стикерами или надписями.
  • Включаем музыку!
    Музыка задаёт ритм при уборке и позволяет регулировать активность деятельности: шить и резать овощи нужно вдумчиво и не спешить, а складывать вещи или мыть посуду можно в любом ритме.
  • Игровые динамики
    Ролевые игры
    • Золушка, которая вынуждена убирать за сёстрами.
    • Добби и другие домовые эльфы, помогающие по дому.
    • Колдуны Сева и Митя из «По ту сторону реки», разгребающие навоз за шалости.
    • Подростки из книги «Крылья» Марии Герус, помогающие в деревне.
    • Бытовые подвиги Геракла.
    Игры на меткость и скорость
    • Закинуть предметы в корзину или коробку с расстояния.
    • Переливать жидкости в бутылки с узким горлом.
    • Убираться по весело кричащему таймеру.
    Квесты и поиск сокровищ
    • Прятать и искать игрушки, сюрпризы.
    • Искать потерянные взрослым ключи, телефоны.
    • Искать свои трусы, носки по парам и другую одежду в куче общей одежды.
  • Просьба ≠ требование
    Просьба — это когда человек может согласиться или отказаться. Если мы воспринимаем и излагаем просьбы иначе, то нарушаем границы и путаем во голове «заставить» и «попросить». Если мы заставляем ребёнка мыть полы, посуду и убирать свою комнату, то учим его так же поступать со своими детьми.
  • Мотивы для уборки
    • Повторение за родителем или другим значимым взрослым — прекрасно развито у малышей и даёт базовые навыки.
    • Семейный ритуал (например, перед приходом гостей).
    • Дух противления — если родители не склонны к уборке в принципе.
    • Повторение за сиблингами и сверстниками — если вырос аккуратным старший ребёнок, с остальными может быть гораздо проще.
    • Стремление поиграть и умение вписать уборку в игровой формат.
    • Копинг-стратегия при тревожности или сильных эмоциях.
    • Воздействие стереотипов про роль девочки / женщины в семье.
    • Стремление упорядочивать хаос.
  • Особые условия
    Когда каждого члена семьи тянет убраться?
    ❓В одиночестве или вместе?
    ❓В привязке к событию или в любой свободный момент?
    ❓На прилив гнева или чтобы не замечать слёзы?
    ❓В стрессе или в покое?
    ❓В тишине или под музыку / подкаст / лекцию?
Организация места для учебы
Где сидеть?
  • Крутящиеся стулья могут вызывать избыточную ротацию позвоночника и таза.
  • У стула должна быть спинка, на которую ребенок сможет периодически опираться и отдыхать.
  • Высота стула подбирается так, чтобы стопы ребенка стояли на полу или скамейке, а тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом.
  • Сидение не должно упираться в подколенные ямки и быть слишком мягким, при сидении должны ощущаться седалищные бугры.
  • Для разнообразия можно сидеть на мяче для пилатеса, но это не должно быть основным способом, если у ребёнка нет сенсорной потребности.
  • На ножки стула можно натянуть резинку для фитнеса, чтобы ребенок с повышенными сенсорными потребностями мог давить на неё и лучше фокусироваться за счёт мышечной работы.
  • Длительное сидение без движения приводит к тому, что межпозвонковые диски сжимаются. Когда человек встаёт, диск увеличивается в размере и в это время к нему идёт приток жидкости. Долгое сидение приводит к обезвоживанию межпозвонковых дисков, увеличивая их хрупкость. Важно периодически вставать, двигаться, снимая напряжение с позвоночника.
  • Расположение на стуле спиной к открытой двери противоречит биологическим инстинктам, отвлекает и повышает тревожность. Желательно, чтобы дверь была в пределах обзора человека, сидящего за рабочим столом.

❤️ Многие дети предпочитают делать домашние задания на кухне или в той зоне, где находятся родители. Так они ощущают контакт и наполняющую привязанность после разлуки.

Хорошо, чтобы у ребёнка был разнообразный опыт. Потому что в школе одни стулья, на олимпиадах другие, на экзаменах третьи, дома четвёртые, на кружках пятые, а на творческом зачёте в лесу вообще никаких


Освещение
✨ Глаза человека за компьютером должны находиться на уровне поисковой строки, поэтому лучше использовать полноценные мониторы, а не ноутбуки и планшеты.
✨ Утром можно использовать белый или голубой свет, чтобы быстро проснуться — он вызывает выброс кортизола и подавляет выработку мелатонина. Днём голубой свет не вызывает гормональных скачков.
✨ В вечернее время для синхронизации биоритмов с природными желательно использовать лампочки мягкого освещения и фильтры голубого света на гаджетах.

✏️ Про выбор лампочек
✏️ Экологичная мебель и ремонт
Личное пространство
Ребёнок зависает в телефон или книгу, старается не появляться дома, ест вдали от всех или часто ссорится с нами и сиблингами?
А хватает ли ему места?
Фото на обложке — из личного архива