Не просто мама
Дни похожи один на другой и в этой череде мы можем чувствовать разное: усталость от повторений и ощущения белки в колесе или чередование опустошения и наполнения тем, что именно мы делаем. На помощь приходят ритуалы, рутины и расписание — они помогают выстроить канву дня так, чтобы наполняться контактом с детьми или собственной деятельностью перед действиями, пожирающими ресурс. Сон, вода, общение с детьми и своевременные приёмы пищи — база, которую нам важно встраивать в дни.
Темы раздела
• Что я творю?
• Какие родительские страхи меня посещают?
• Благими намерениями не обойтись
• Почему мне сложно эмпатировать ребёнку?
• Родительская тщетность
• Родительство налегке
• Невидимое соло а ля ментальная загрузка матерей
• Помощь по дому и с детьми
• Папы берут ответственность на себя
• Особенности сна подростков
• Лайфхаки про сон
• Уборка и организация пространства
• Организация места для учебы
• Мужчины за бережное воспитание
Что я творю?
Когда я встречаю сопротивление моим действиям со стороны ребёнка, я задаю себе вопрос:

То, что я сейчас делаю продиктовано моими потребностями, страхами, недостатком ресурса и моим воспитанием или потребностями и интересами ребёнка?

Если перевешивает ощущение, что это про меня, а не про ребёнка:

Как сделать происходящее более бережным к ребёнку и направленным на то, чтобы ему и мне стало лучше?

Иногда это переключение невозможно и приходится выйти из конфликта или привлечь другого взрослого, который будет решать задачу мягче, а в это время заняться собой и своим внутренним состоянием.

🫧🫧🫧🫧🫧🫧🫧

Пример: я уношу кричащего и вырывающегося ребёнка с площадки.

Почему я это делаю?

1️⃣ Я считаю, что пришло время обедать, ребёнок 15 минут назад жаловался, что голоден, но потом мы встретили площадку и там застряли.

❗️Моя задача: удовлетворить потребность ребёнка в еде → я думаю, как сделать именно это.

✅️ Что я делаю:
  • Возвращаю внимание ребёнка и сверяюсь с ним, голоден ли он ещё?
  • Рассказываю, что есть дома, а за чем можно зайти в магазин.
Часто не хочется идти именно домой, а в магазин уже проще.
  • Купленная еда не должна разморозиться или хочется её нарезать и поесть → веская причина направиться домой.
  • Я могу решить, что хочу ещё погулять и выбираю еду, которую можно поесть на скамейке или выхожу из дома после приёма пищи.


2️⃣ Мне нужно работать в конкретное время и я не могу это сделать с улицы.

❗️Моя задача: сделать комфортно себе, ребёнок тут не при чём.

✅️ Что я делаю:
  • Я знаю, что буду работать → у меня должен быть запасной взрослый на это время.
  • Я вызываю взрослого на площадку, чтобы меня заменить → потребность ребёнка в прогулке будет удовлетворена.
  • Я могу попросить взрослого принести еду с собой, чтобы дома работать в полной тишине и спокойствии, пока у ребёнка пикник.
  • Я могу запланировать заранее весёлую активность дома с другим взрослым или поручить ему подготовку сюрприза, если он не может быть в это время на улице.


3️⃣ Мой другой ребёнок очень хочет в туалет.

❗️Моя задача: удовлетворить базовую потребность того, кто не может это сделать самостоятельно.

✅️ Что я делаю:
  • Я не могу предугадать эту ситуацию → должны быть способы переключить внимание застрявшего ребёнка.
  • Я могу продолжить тащить ребёнка и разбираться с последствиями дома: выдерживать агрессию, фрустрацию, обвинения.
  • Я могу иметь много доверенных взрослых и звонить им, чтобы кто-то перехватил одного из детей.
  • Я могу в дальнейшем выбирать пути, которые помогут миновать эти безвыходные ситуации.
  • Я могу иметь дома запас развлечений по возрасту, чтобы выдавать их в критических ситуациях.
  • Я могу предложить считать кошек / пожарные столбы / кучки какашек по пути домой.
  • Я могу нормализовать походы в туалет в любых условиях (может не выйти с высокочувствительными детьми).
Обсуждаем с партнёром
🤍 Какие есть способы справляться у каждого из нас с такими ситуациями?
🤍 Есть ли в семье тайный сигнал для призыва к помощи или перехватывания ответственности в ситуациях, где один из нас явно не вывозит и начинает действовать грубо или жестоко?
А давай спросим у Chat GPT?
Какие родительские страхи меня посещают?
Обсуждаем с партнёром
🤍 Какие страхи у нас совпадают в паре, а какие персональны?
🤍 Происходит ли компенсация и разделение задач там, где страх не общий?
🤍 Как мы обращаемся со страхами друг друга?
Может ты обсудишь это с психологом, он хотя бы разбирается в этом?

Благими намерениями не обойтись

  • Нет никакого сомнения, что мы желаем нашим детям лучшего, но чего именно?
  • Помогают ли наши действия двигаться в желаемом направлении?
Все совпадения с реальностью чётко выверены, но не всегда совпадают по времени с настоящим
Что я желаю своему ребёнку?
  • Ощущение безопасности;
  • Право выбирать и отказываться от того, что некомфортно;
  • Способность оспаривать несправедливые решения вышестоящих людей;
  • Включённость в социальные связи;
  • Обретение самостоятельности и независимости от чужого мнения;
  • Соблюдение собственных границ и уважение чужих границ;
  • Заботливое отношение к собственному телу и психике;
  • Способность прислушиваться к себе и интуиция;
  • Здоровое пищевое поведение;
  • Умение поставить себя на первое место, особенно когда ресурсы лимитированы.
Какие мои действия способствуют исполнению этих желаний?
  • Не трогаю ребёнка без разрешения и не разрешаю другим взрослым его трогать;
  • Перед тем, как начать судить о происходящем между детьми по звукам, прихожу в комнату и наблюдаю;
  • Даю доступ к взрослым инструментам для творчества и в быту;
  • Включаю детей по их желанию в готовку и уборку;
  • Взвешенно отношусь к болезням и травмам;
  • Даю возможность сохранять агентность в трудных ситуациях
  • Слушаю, когда со мной делятся важным и обсуждаю любые темы, даже триггерные;
  • Даю право выбирать виды обучающей деятельности и отказываться от них;
  • Увезла детей из страны, где идут активные военные действия;
  • Обращаю внимание на своё собственное ментальное здоровье и нейроособенности.
Какие мои действия тормозят задуманное?
  • Тотальный запрет на сладкое в семье;
  • Не всегда уместные попытки контролировать поведение окружающих взрослых при ребёнке;
  • Попытки объяснить что-то за ребёнка;
  • Недоверие людям в целом;
  • Неустойчивый баланс семья / работа / быт;
  • Необходимость принимать решения в условиях ограничений по времени.
Обсуждаем с партнёром
🤍 Совпадают ли наши ожидания в плане развития качеств ребёнка?
🤍 Что я делаю, что мешает моему партнёру реализовать его идеи и желания относительно воспитания ребёнка?
🤍 Можем ли мы сойтись и создать общий план-траекторию или нам нужно разделить сферы влияния, чтобы сделать развитие более разносторонним?
А когда придёт моё время задавать вопросы?
Почему мне сложно эмпатировать ребёнку?
❤️‍🩹 Мы сами являемся причиной их сильных эмоций и чувство вины или раздражения превалирует над нашей эмпатией.

❤️‍🩹 Мы с трудом разбираемся в своих собственных эмоциях и не отличаем их оттенки.

❤️‍🩹 Мы считаем проявления эмоций неудобными и несвоевременными → приходится держать щит от вмешательств окружающих людей или сдерживать собственные неудовлетворённые потребности.

❤️‍🩹 У нас есть внутренние рамки, как именно должны проявляться эмоции → мы подавляем свои собственные эмоции, а дети — нет и это диссонанс.

❤️‍🩹 Уровень нашей чувствительности гораздо менее проявлен, чем у детей (или мы не осознаём, что он высокий, хотя ощущаем это) → мы пропускаем триггеры дискомфорта у детей.

❤️‍🩹 Мы слишком сильные эмпаты и чужая эмоция поглощает без возможности удержать своё реальное состояние.

❤️‍🩹 Ребёнок переходит в режим берсерка и атакует нас или пространство, переводя нас в автоматический режим стресс-ответа.

❤️‍🩹 Мы находимся на грани своих собственных возможностей, постоянно загружены и мультизадачны, не находим время на себя → не можем дать миру остановиться на период сильной детской фрустрации.


⭐️ В каких ситуациях мне сложно эмпатировать ребёнку?

  1. Место: Где я не принимаю эмоции чаще всего? В ванной? В машине? На отдыхе? На детской площадке?
  2. Люди: Я не могу найти связь, только когда остаюсь одна с детьми? Может быть, это происходит после визита к родственникам? Или когда дети проводят время в социуме?
  3. Время суток: В какое время суток мне тяжелее всего? Утром после бессонной ночи? Когда дети устали? По утрам, когда детей нужно собирать в сад? Когда дети не хотят спать, а я уже без сил? Когда дети ждут еду?
  4. Прочие факторы: Когда я ела в последний раз? Хорошо ли я спала накануне вечером? Есть ли у меня проблемы с деньгами? Когда я в последний раз проводила пару часов в одиночестве? Когда я в последний раз занималась сексом? Когда я в последний раз занималась спортом? Достаточно ли у меня времени на хобби и работу? Как давно я общалась с друзьями?
Родительская тщетность
У каждой из нас есть свой собственный список того, что невозможно поменять и остаётся только принять это как правила игры в данный момент родительства. Делюсь своим ❤️

❤️‍🩹 Невозможно быть одновременно вовлечённой мамой, заботиться о доме и работать, если нет ощущения базовой безопасности (с переездом это сгладилось);
❤️‍🩹 Дети откатывают назад в психологическом развитии, когда с ними случается что-то тревожное или новое, и вернуться назад волшебным образом не выходит;
❤️‍🩹 Не получается уложить детей рано и вместе с этим долго спать с утра;
❤️‍🩹 Дети могут не выполнять правила, даже если их чётко знают и это суть взросления и развития личности;
❤️‍🩹 Партнёр может не разделять мои взгляды и я не могу на это быстро повлиять;
❤️‍🩹 Я не могу остаться в одиночестве, выйти из дома в любой момент, не передав ребёнка (до определённого возраста) другому взрослому;
❤️‍🩹 Я не могу сделать так, чтобы ребёнок не страдал, когда болеет / ударяется / ссорится с кем-то, а могу только наблюдать и поддерживать;
❤️‍🩹 Я не могу быть одновременно выражающей открыто все свои эмоции и абсолютно поддерживающей мамой в некоторые моменты;
❤️‍🩹 Я не могу выбирать, с кем будут дружить мои дети;
❤️‍🩹 Я не могу контролировать поведение других заботящихся о моём ребёнке взрослых, а иногда даже не могу выбирать, кто именно это будет;
❤️‍🩹 Я не могу по щелчку убрать свою высокую чувствительность / затроганность / СДВГ и дать ребёнку то, что он просит в данный момент;
❤️‍🩹 Я не могу сделать так, чтобы у моего ребёнка больше не было инвалидности и даже не могу стопроцентно уберечь от этого остальных детей.


Куда двигаться дальше?

▶️ Принять, что что-то из списка не изменится, отплакав и встроив в картину реальности собственного материнства;
▶️ Найти положительные стороны в том, что есть, например, что полученные опыт и знания могут пригодиться, если ситуация изменится и делают меня адаптивнее;
▶️ Отделить те пункты, которые временно актуальны и по мере взросления ребенка отпадут сами;
▶️ Отметить, что из этого тщетности, связанные с тем, что реально происходит, а что исходит из собственных травм и опыта.
Обсуждаем с партнёром
🤍 В чём я могу положиться на тебя, а ты на меня, чтобы в моменты тщетности не уходить в агрессию или чувство вины?
У меня нет агрессии и чувства вины.
Родительство налегке
Какой груз я несу?
Уход за домом, уход за пожилыми родителями, работа, уход за детьми, волонтёрство, работа в саду, ремонт и прочие задачи, которые мы на себя берём кроме фиксации на одной-двух важных лично для нас.

Какие ежедневные задачи передо мной стоят и как устроен мой день?
Бывают дни, когда наша ёмкость бытовых задач составляет 0-1 пункт и осознание этого может ослабить требования к себе. Учитывайте и те задачи, которые нельзя избежать: покормить детей, пойти погулять, уложить детей, не сойти с ума.

Совсем ли у меня нет помощи?
Отмечаем помощь, которая не требует терпеть неадекватность другого человека: наёмные помощники, волонтёрские проекты, близкие друзья, партнёр. Насильственная помощь тратит наши ресурсы, а не восполняет их. Если после общения с помощником хочется напиться или спрятаться — это тревожный звоночек.

Ощущаю ли я своего партнёра взрослым или дополнительным ребёнком?
Для некоторых этот вопрос болезненный: иногда наше восприятие другого взрослого основано не на реальности, а на внутренних установках какие должны быть семейные отношения / что должен делать партнёр. Посмотрев на отношения своих родителей и родителей партнёра, можно увидеть привычные вам модели.

Сколько у меня есть часов истинно свободного времени, когда я могу взять и уйти из квартиры, никого не предупреждая?
У кормящих мам и мам детей с особенностями здоровья зачастую это время стремится к нулю. По мере взросления ребёнка это может меняться, иногда и в обратную сторону ☹️


✒️ Вариант письменной практики

  1. Запишите все дела, которые делаете в течение одного дня.
  2. Попробуйте вспомнить какой-то день до появления детей или напрягающих событий и расписать его. Могут помочь дневники из прошлого, истории из серии Один мой день, которые были популярны в ЖЖ.
  3. Ответьте на вопросы к себе:
➡️ Что я хочу вернуть из прошлого в свой распорядок?
➡️ Что я хочу выкинуть или минимизировать из своего настоящего распорядка?
➡️ Что из моих действий сейчас и тогда истощает, а что наполняет?
Невидимое соло а ля ментальная загрузка матерей
Даже в семьях, практикующих равноправие, большая часть детских вопросов укладывается в головах у мам, так как базово наш уровень социальной ответственности настроен более чувствительно. И тревожно и напряжно в отношениях может быть именно от груза размышлений и знаний, который мы вынуждены нести.
Помощь по дому и с детьми
Мало кто может стать полноценной заменой мамы в отношениях с детьми, работе и даже уборке. Для того, чтобы это сработало, другому человеку придётся проводить рядом с нами значительную часть времени: коллега, который ведёт все проекты наравне с нами будет успешнее перехватывать инициативу, если мы временно выйдем из строя, чем человек, которого мы впервые видим и который никогда не занимался подобными задачами.

Бывает сложно принимать помощь извне, если она не соответствует нашим стандартам ➡️ во многих задачах мы берём на себя ведущую роль: так быстрее, не надо коммуницировать, сталкиваться с противлением другого человека ➡️ если внезапно нам нужна помощь в делах, которые мы полностью делали сами, проще довериться специалисту и заплатить, чем с нуля обучать того, кто близко и бесплатно.


Level UP — новый ребёнок

При небольшой разнице в возрасте, начиная со второго ребёнка часть функций зачастую переходит к другому взрослому, так как справляться полноценно с двумя детьми уже не выходит. Эта ситуация часто становится экзаменом в отношениях:
❓Чему научился мой партнёр за время первого родительства?
❓Насколько я готова признать, что я не могу справляться с происходящим на прежнем уровне вовлечённости?
❓По пути ли мне вообще с этим человеком и как мне стать более финансово независимой, если я не чувствую отношения безопасными и поддерживающими?
❓Совпадают ли у нас взгляды на будущее, остановимся ли мы на имеющемся количестве детей?
❓Что придётся изменить, чтобы я захотела ещё одного ребёнка, если он в планах?


Куда двигаться, если помощь нужна?

✅ Обрести гибкость, как мы зачастую поступаем при выборе еды: иногда есть силы приготовить, поесть, вымыть посуду и всё будет идеально. А иногда мы идём в кафе и закрываем на что-то глаза.

✅ Расширить количество помогающих людей и принимать от них то, что они готовы дать без упрёков, продавливания границ и прочих токсичных взаимодействий.

✅ Расширить автоматизированную помощь: завести посудомойку, робот-пылесос, сушилку, мультиварку со стальной чашей.

✅ Начать говорить вслух о том, что хотелось бы оптимизировать и изменить, вместе расписать план, устроить брейншторм и понять позиции друг друга.
Папы берут ответственность на себя
Как папы могут поспособствовать справедливости в родительской нагрузке и снизить частоту материнской ярости?
  • Заняться готовкой от начала до конца
    • Распланировать рацион на неделю вперёд
    • Составить список продуктов
    • Съездить за покупками или заказать доставку
    • Убраться на кухне перед готовкой
    • Приготовить еду
    • Привлечь детей к сервировку стола и помочь вымыть руки
    • Подать еду
    • N раз встать из-за стола, чтобы принести детям с кухни всё, что им нужно
    • Убрать со стола или убедить детей убрать
    • На кухне всё поставить на свои места, почистить, помыть, подмести, вытереть
  • Убираться до конца
    Помыть посуду, вытереть её и убрать назад на полки или загрузить и разгрузить посудомойку от начала до конца. Аналогично со стиркой — от загрузки стиральной машинки собранной со всего дома одеждой до возвращения чистой одежды на полки.
  • Следить за расписанием детей
    Следить за ежедневным, еженедельным и годовым расписанием детей, включая каникулы:
    • Домашние задания и контрольные
    • Дни сдачи книг в библиотеку
    • Расписание кружков и лагерей и доставка туда
    • Взять на себя присмотр целиком в выходные или на каникулах
    • Взять ответственность по обеспечению ухода за детьми: найти няню, составить ей расписание, согласовать рацион питания и закупить еду, записать номера телефонов и любую важную информацию, которая может ей понадобиться, оплатить услуги няни.
  • Общаться с окружающими ребёнка взрослыми
    • Учителя, воспитатели, тренеры, инструкторы, психологи, игротерапевты, тьюторы
    • Остеопаты, врачи, нейропсихологи, сенсорные терапевты
    • Быть основным контактом, давать свой телефон и электронную почту
  • Заботиться о себе и о жене
    • Позаботиться о своем физическом и психическом здоровье, а не сваливать всё на женщину
    • Найти любимой жене трёх психотерапевтов под её пожелания и доступных по цене
    • Самостоятельно спланировать отпуск: билеты, жильё, питание, развлечения для детей, перемещения по новым местам, музеи.
  • Укреплять эмоциональную связь с матерью ваших детей
    • Свидания и знаки внимания
    • Безусловное принятие
    • Ненасильственное общение
    • Сочувствие при взаимодействии с разбушевавшимися детьми
    • Открытое, но не ранящее проявление эмоций
    • Семейная психотерапия
    • Совместные хобби и спорт
    • Практика 3H
  • Дети — общее дело
    Совместно решать проблемы, связанные с воспитанием детей и разделять ответственность
    • Тревоги и пути решения
    • Инициатива в детских делах
    • Совместное обучение
    • Быть уязвимым и делиться тем, что на душе
  • Устроить генеральную уборку
    • Перебрать детские одежду, обувь, игрушки, книги, учебные тетради ➡️ раздать / продать / выбросить лишнее ➡️ понять, чего не хватает на грядущий сезон или год.
    • Разложить вещи по местам, пересмотрев их состояние и нужность
    • Устроить или заказать влажную уборку всего дома, придумав детям занятие на это время или вовлекая их в процесс.
  • Мамин день
    Устроить любимой женщине целый день отдыха от родительских забот
    • Можно совместить с генеральной уборкой
    • Предложить и оплатить активности или мероприятия с друзьями, учитывая отношение женщины к сюрпризам
    • Не утомлять жену вопросами, если остались с детьми наедине — пытаться разобраться самостоятельно
  • Завести друзей-родителей
    • Перспектива взаимного присмотра за общими детьми и отдыха
    • Выстраивание поддерживающего комьюнити
    • Взаимопомощь с подвозками, едой, планированием праздников
    • Социализация детей с другими семьями, разделяющими важные ценности
  • Взять ответственность за внеклассные занятия детей
    • Изучить варианты с учётом финансовых возможностей, интересов ребёнка, пути до кружка, подхода ведущего
    • Собрать отзывы со знакомых родителей и детей
    • Согласовать с мамой детей и ними самими
    • Оплатить занятия
    • Оставить свои контактные данные и вступать в чаты
  • Создать гибкий рабочий график
    • Вместе проводить приёмы пищи
    • Взять на себя укладывание детей и утренние сборы
    • Иметь возможность работать из дома, если кто-то из детей или жена болеет
    • Отвозить детей ко врачу в свободные дневные окна
    • Создать ощущение мужского отпуска по уходу за ребёнком, даже если он не обеспечивается социальной системой
    • Подавать пример другим отцам
Мужчины за бережное воспитание
Если ваши партнёры отвечали примерно так же, как муж из вакуума на этой странице, так как воспитание — это женское дело, вот им гендерно соответствующие референсы!

  • Гордон Ньюфелд
  • Дима Зицер
  • Элфи Коэн
  • Шалва Амонашвили
  • Януш Корчак
  • Уильям Поллак
  • Джон Боулби
  • Джеймс Мак-Кенна
  • Александр Нилл
  • Карлос Гонсалес
  • Джон Гатто
  • Питер Грей
Личное пространство
Ребёнок зависает в телефон или книгу, старается не появляться дома, ест вдали от всех или часто ссорится с нами и сиблингами?
А хватает ли ему места?
Фото на обложке — из личного архива