От рун до нейросетей
Научные статьи, книги, электронные источники информации, гаджеты и искусственный интеллект — особенности использования и лайфхаки.
Темы раздела
• Источники информации и доверие к ним
• Учебники
• Подборка учебников
• Пример унылого учебника
• Зачем читать с детьми
• Книги для школьников
• Школьная программа 🆚️ Подростковая литература XXI века
• Ребёнок не читает, хотя умеет?
• Строим книжные миры
• Где искать электронные книги?
• Мультфильмы
• Мультфильмы: ритуалы и смыслы
• Мультфильм как столкновение с тщетностью
• Гаджеты
• Гаджеты без фанатизма
• Гаджеты: безопасность
• Безопасность в интернете
• Умные колонки
• Зависимость от социальных сетей
• Как ИИ может помогать школьникам?
• Сценарии развития ИИ
• Подборка фильмов
Источники информации и доверие к ним
📑 Статьи на pubmed ранжируются по цитируемости и рейтингу журнала (импакт-фактору): это могут быть как публикации в журнале про лечение народными средствами с низким уровнем доказательности, которые никто не читает и не воспринимает всерьёз, так и топовые журналы вроде Nature, Lancet, BMJ, Cell. На каждую тему можно найти статьи, подтверждающие именно твою точку зрения и с помощью этого манипулировать людьми. Важно отмечать в статьях, кто их спонсирует и где работают авторы — это может дать подсказки, почему выводы статьи именно такие.

📑 Веб-энциклопедии вроде Википедии пишутся пользователями и там есть как статьи с адекватными ссылками и достоверной информацией, так и сотни раз переписанные статьи, зачастую с политическим подтекстом. Определения естественнонаучных терминов перегружены и не совпадают с принятыми в учебниках.

📑 С появлением ChatGPT поиск информации в интернете стремительно перестаёт быть достоверным — свежий эксперимент на Reddit подтверждает. Если попросить ChatGPT написать обзор статей по конкретной теме, он ссылается на несуществующие источники, Perplexity — более достоверен. Со временем вложенные статьи могут быть так же сгенерированы и помещены по указанным в первичном тексте ссылкам, создавая многоуровневую систему ложных исследований.

📑 Нейросети могут копировать личности и создавать видеоматериалы, неотличимые от истинных. Это можно использовать во благо, например, чтобы послушать, как Эйнштейн описывает свою теорию относительности или понаблюдать за вымершими животными, так и как метод мошенничества и манипуляций.

📑 Печатные учебники и энциклопедии со временем утрачивают достоверность:
  • История переписывается многократно так, как это выгодно текущему политическому режиму.
  • Наука движется вперёд и меняет или дополняет теории, которые были напечатаны в учебниках 30 лет назад.
  • В некоторых областях изменения незначительны и не влияют на учебный процесс.

📑 Люди могут транслировать свои личные ложные убеждения, так как не могут отличать свою личную ложную компетентность от истинной (Статья про эффект Даннинга-Крюгера). Такое может происходить и в научно-популярной и психологической литературе.

📑 Некоторые вещи могут нам помогать, даже если научно они никак не обоснованы — так работает эффект плацебо и ограниченность наших знаний.

💫 Сайт, который позволяет научные статьи читать без оплаты
💫 Cochrane не пускает статью про антидепрессанты
Учебники
1️⃣ Большинство учебников, по которым учатся дети в российских школах — переизданные варианты тех, по которым учились мы.
➡️ Для одних детей — шанс сблизиться с родителем и расширить словарный запас.
➡️ Для других детей — много незнакомых слов, тормозящих развитие навыка чтения и лимитирующих понимание текста.

2️⃣ В преподавании иностранных языков принято отрабатывать грамматику на жизненных ситуациях, в которых может оказаться каждый: поход к доктору или за сувенирами, диалог в магазине. Учебники русского языка переполнены описаниями природы, а текстов о популярных профессиях, спорте, современных технологиях, видах искусства в них не найти.

3️⃣ Реальный кейс: задачник по олимпиадной математике отказались переиздавать, так как герои задач были из диснеевских мультиков. Сейчас цензура становится повсеместной в РФ в связи с чётким курсом на импортозамещение истории и культуры и идеей о создании скрепных стандартизованных учебников.

4️⃣ Нет универсально хороших учебников: некоторые дети любят повторять однообразные задания и это даёт им уверенность в себе, другие ненавидят рутину. Кому-то лучше подходят иллюстрации или видео для объяснения, другому — достаточно текста.

5️⃣ Приятно, если преподаватель комбинирует несколько источников: к каждому учебнику есть ГДЗ и дети быстро это обнаруживают. Я в преподавательской практике брала задания, меняла им героев, объекты и числа ➡️ защита от списывания, которая требует ненулевой вовлечённости преподавателя.


Насколько учебники далеки от жизни?
  • В линейке учебников начальной школы насчитывается более 50 видов птиц, которые упоминаются более 500 раз, включая экзотических киви и загадочных оляпки, зуя и дерябы.
  • Слова «изба», «огород», «грядка» встречаются гораздо чаще, чем «квартира», «музей», «автобус». Часто попадаются тексты о том, как трактор заменил лошадей или как работают хлеборобы.
  • В учебниках 2014 года издания в качестве примеров неологизмов значатся «дискета» и «радиотелефон».
  • Чаще всего встречающаяся профессия в учебниках русского языка — шофёр: «программист» на всю линейку учебников встречается 1 раз, «милиционер» — 1, «космонавт» — 6, «водитель» — 4, а «шофёр» — 22.
  • Устаревшие слова и историзмы в учебниках: «бурлак», «ветрило», «длань», «скань», «зернь».
Подборка учебников
Ниже список учебников, по которым я работала с детьми как репетитор. Ни один учебник не может заменить диалог с преподавателем. Даже с самым классным учебником, учитель может сотворить такой учебный процесс, который не даст результата. И даже по упоротому естественно-научному учебнику можно учиться, отделяя зёрна от плевел.

🍀 Онлайн-библиотека с интересными научными и образовательными книгами
❤️ Моя личная коллекция электронных учебных изданий

Файлы .djvu открываются приложением DjVuReader
  • Математика 1-4 классы
    • Сопрунова, «Математика и информатика»
    • Гейдман, Мишарина, Зверева, «Математика»
    • Иванова Е.Ю., «Математика»
    ❗️Небезызвестные учебники Петерсон дают информацию ускоренно, что подходит детям, которым скучно и они всё уже знают и совсем не подходят тем, кому сложно или и так нормально.

    *️⃣ Звонкин, «Малыши и математика» (скачать)
    *️⃣ «Математика в твоих руках» Жени Кац (скачать)
    *️⃣ Другие пособия по математике Жени Кац
    *️⃣ «Математическая радуга», Гин
    *️⃣ «Математическая пицца», Анна Людвицкая
  • Математика 5-7 класс
    • Довольно интересны учебники Бунимовича
    • Разноуровневые задачники Ершовой
    • Текстовые задачи от Шевкина
    • Углублённые учебники Макарычева
    *️⃣ Архив конкурса КЕНГУРУ
    *️⃣ «Порешай-ка» и «Порешай-ка 2», Голь
    *️⃣ «Сказки и подсказки», Козлова
  • Математика+
    *️⃣ Квантик — журнал для любознательных школьников
    *️⃣ Архив малого мехмата МГУ
    *️⃣ Архив кружка Шашкова
    *️⃣ «Дневник математического кружка», Анна Бураго
    *️⃣ Профильные книги по математике от МЦНМО бесплатно (Спивак, Прасолов, Арнольд — особенно интересны)
  • Интересная физика
    • Учебники Филатова по физике в форме диалога
    • Донат, «Физика в играх»
    • «Новый физический фейерверк», Уокер, Джирл
    • «Научная лаборатория Тома Тита»
    • Тот Тит, «Научные забавы»
    • «Занимательные опыты по физике», Горев
    • Книги Перельмана
    • Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
  • Химия
  • Биология
    • Ловягин, «Биология»
    • Беркенблит, Чуб, «Биология»
    • Беркенблит, «Биология в вопросах и ответах»
    • Квашенко, «Зоология позвочных для школьников»
    • Глаголев, Беркенблит, «Зоология»
    • Малеева, Чуб, «Биология: Флора»
    *️⃣ «Молекулярная биология клетки», Албертс, Брей
    *️⃣ «Биология в 3-х томах», Тейлор, Грин, Стаут
Пример унылого учебника
Узорова, Нефёдова, «Учебник для отличника»
Список грехов
⛔️ Название учебника сходу настраивает на оценочные отношения.
⛔️ Тестовые задания, засунутые всюду, в том числе «выбери из двух вариантов верный».
⛔️ Банальные задачи, не соответствующие возрасту детей и их умственным способностям в этом возрасте.
⛔️ Перегруженный цветами формат — кошмар ребёнка с особенностями внимания и восприятия.
⛔️ Попытки подловить родителя на незнании и унизить его 👁
⛔️ На странице сразу указано, где искать ответ, к чему размышления и терзания? Ответы с решениями — прямо под рукой!
⛔️ Данные не структурированы, изучаются случайные факты из природы, никак не связанные друг с другом.
⛔️ Отвлекающие медальки «Заработай баллы» сразу со ссылкой на ответ.
⛔️ Недостаточно корректные задания, в которых возможны вариации выбора, но в ответах это не указано.

Пламенный привет жителям посёлка Ромашка, горы Хомяк и деревни Яблоня, которые в мгновение ока разгадают задание с третьей картинки 😆

✅️ Из нормального — тематика текстов: профессии, спорт, космос.
Зачем читать с детьми?
✅️ Ребёнок может решить задачу, если он поймёт условие. Читать — это не просто складывать буквы в слова, но и понимать смысл ➡️ важно развивать речь, чтобы понимать смысл слов, и уметь выражать свои мысли, имея в запасе эти слова.

✳️ Эмоции и чувства описываются словами ➡️ для понимания и восприятия ситуации и собственной реакции нужно различать между собой фрустрацию и гнев, печаль и тоску, симпатию и уважение.

✅️ По данным Института возрастной физиологии 40–60% детей заканчивают начальную школу с несформированными навыками письма и чтения.

✅️ Темп при чтении гораздо медленнее, чем при просмотре фильма ➡️ начинающему читать ребёнку трудно погрузиться в сюжет с головой и ощутить как останавливается время из-за собственной скорости чтения. Совмещаем чтение взрослым и самостоятельное чтение, чтобы развивать разные навыки.

✅️ Современные книги часто написаны более подходящим нашим детям языком и не требуют чтения со словарем или постоянного обращения к взрослому, что помогает поддерживать темп.

✅️ Ребёнок ищет в книге развлечение и погружение в новый мир ➡️ позволяем детям самим выбирать книги, в которые заныривать, даже если они кажутся банальными и недостойными прочтения. Книги, которые совпадают с внутренним запросом ребёнка или описывают близкие ему жизненные ситуации, поддерживают интерес без вмешательства родителя.

✅️ Чтение позволяет строить в своей голове несуществующие миры, расширять и познавать их.

✅️ Начинающим и неуверенным читателям можно предложить читать кошке / собаке / кролику / младшим сиблингам короткие истории, комиксы, заметки из журнала. Они не будут поправлять читающего и будут рады любому темпу чтения.

✅️ Вечернее засыпание желательно разделять с чтением ➡️ читаем сидя в кровати или в другой локации.


Помогающие игры


Готовые решения

💫 Как видят книги маленькие дети
Я не верю в универсальное разделение книг по возрастам и никто не мешает предложить в 7 лет не слишком страшную книгу, ориентированную на 10-12 лет или читать книги для малышей в качестве расслабления и тренировки.

🔸️Некоторые книги содержат иллюстрации и умеренное количество текста, потому хорошо подходят начинающим читателям или быстро отвлекающимся слушателям. Другие подходят детям, которым важнее текст, а картинка уже не обязательна.

🔸️Вкусы у всех разные, это книги преимущественно для школьников, часть их них я опробовала на старших детях и они подошли, но все дети уникальны, поэтому я советую начинать с тем и сеттингов, интересных ребёнку.

🔸️Многие книги подходят сразу под несколько топиков, поэтому советую прочитать краткое описание и посмотреть страницы из книг на сайте Лабиринта или издательства.

🔸️Про эти и другие книги я пишу в книжном клубе.

🔸️Многие книги входят в серии, если ребёнку понравятся герои, можно найти другие книги с ними или книги того же автора.

🔸️Книги можно брать в библиотеке, а не покупать ❤️

🔸️Детские книги с картинками, которые кажутся простыми, можно находить в оригинале или переводе на иностранный язык, который ребёнок знает для тренировки навыка.
Школьная программа 🆚️
Подростковая литература XXI века
  • Проблематика и применимость в жизни
    • В современной литературе много внимания отдаётся бытовым навыкам, способностям, жизненным ситуациям и творчеству самих подростков. Сюжеты про потерю родителя часто приводят к поискам контакта с приёмной семьёй, а не к унижениям и голодной смерти (хотя всякое встречается).
    • В школьной литературе истории 100-200-летней давности, не слишком перекликающиеся по событиям и посылам с современными детьми: вряд ли кому-то близок опыт душевных мук после убийства или выход замуж в 14-16 лет за пожилого старика.
  • Контакт с прошлыми поколениями
    • Дети изучают в школе те же книги, которые читали мы и наши родители и так же от них периодически страдают. Это коллективная травма, которую в позитивных тонах можно описать термином «культурное наследие».
    • Современные книги написаны нашими ровесниками или прошлым поколением, это прямой контакт мама / бабушка — ребёнок. Многие из наших родителей жили в послевоенное время и через рассказы бабушек и дедушек вдохновлялись на истории про Вторую Мировую войну. Околобиографические книги, написанные людьми, пережившими концлагеря, эмиграцию и войну интересно читать из-за перекликающихся событий.
  • Отношения с собой и с людьми
    • В современной литературе внимание часто уделяется нейроотличным людям, людям с инвалидностью, буллингу и пути его нейтрализации, самооценке, отношениям с телом и между людьми.
    • В школьной литературе зачастую особенности сводятся к полу-унижающему обращению и низшим кастам в обществе: юродивые (исключение Князь Мышкин), глухонемой Герасим, горбатый Квазимодо не имеют шансов на полноценную жизнь.

    ❤️‍🩹 К счастью, эта разница в книгах соответствует изменениям в обществе.
  • Несоответствие возрасту
    • Если сейчас перечитать то, что в нас пытались уместить в школе, впечатление будет совершенно иное, потому что многие ситуации будут ближе к нашим терзаниям. Как будто школьная программа направлена на то, чтобы дети поняли родителей, только с опозданием на пару веков.
    • Читая книги о подростках, мы, взрослые, готовимся к подростковому возрасту наших собственных детей. Наверняка, мир изменится за последующие 10 лет и нам понадобится новая литература, чтобы что-то понять — с активным влиянием AI, послевоенной экономической ситуацией, стёртыми и заново выстроенными границами государств.
Ребёнок не читает, хотя умеет?
➡️ Если мы читаем книги, закачивая их в телефон, дети могут избрать тот же путь — как компромисс работают электронные книги.

➡️ Читаем в основном то, что интересно нам, как про себя, так и вслух детям, если они просят. Это создаст ощущение, что чтение увлекает и порой от него невозможно оторваться.

➡️ Если ребёнок ошибается при чтении вслух сложных слов, пытаемся прочесть специально с ошибкой, чтобы сгладить отношения и не нагнетать обстановку.

➡️ При чтении вслух взрослым образы рождаются ярче, их больше, читательский опыт становится богаче. История оживает на глазах, её можно вообразить, не заботясь о незнакомых и трудных словах в тексте.

➡️ Спрашиваем ребёнка, какую бы книгу он выбрал под актуальный моменту запрос (например, про дружбу, зиму, эмоции, больную ногу...) или под активный интерес.

➡️ Рассказываем, если конкретную книгу ребёнку посоветовал значимый для него человек: бабушка, друг, учитель, тренер.

➡️ Если ребёнок зациклился на прослушивании одной книги и читать утомительно, записываем её на диктофон — самостоятельно или просим бабушку или няню.

➡️ Не контролируем в какой позе ребёнок читает или слушает историю: лежа, сидя, стоя на голове или разгуливая по комнате.

➡️ Ребёнок может выбрать совсем не те книги, которые нравятся нам. Если ребёнок услышит, что мы удивлены его выбором (без упрёков и давления), желание прочесть эту книгу усилится, эта книга станет символом независимости и свободного выбора. Школьная программа, серии книг про
подростков или комиксы — всё можно читать.

➡️ Можно повесить плакаты на стену и найти книги по интересам ребёнка с короткими предложениями. Пишем ребёнку записки и короткие письма.

➡️ Дети могут читать простые книжки не по возрасту для отдыха. Это тоже тренирует навык, просто бережнее.


📕 Книги для взрослых про чтение

✏️ Почему иногда хорошо, что ребёнок не читает?
Строим книжные миры
🏰 Отслеживаем сюжетные линии и как они отражаются в иллюстрациях.

🏯 Рассматриваем иллюстрации отдельно от текста и строим альтернативные истории.

🧭 Расширяем мир за границы книги и строим из разных книг
параллельные сюжеты. Можно читать несколько книг разом, связывая происходящие в них ситуации по времени. Представляем, что некоторые герои перемещаются между сказками и знакомы друг с другом.

⛩️ Стараемся понять:
  • Что чувствуют герои?
  • Почему герои и злодеи поступают так, а не иначе?
  • Что бы мы делали на их месте?

🛖 Узнаём незнакомые слова и речевые обороты, учим новые языки.

🏟 Характеризуем героев, рисуем их, ставим их в разнообразные ситуации, играем в ролевые игры по сюжетам.

🕍 Посещаем места, которые упоминаются в книгах, чтобы лучше прочувствовать ситуации и вибрации места. Ищем героев на улице, их следы и зацепки
в окружающей обстановке.

🗺 Рисуем карты мест, планы событий, изображаем город, составленный из нескольких книг.

🏗 Придумываем, что произошло после окончания сюжета книги, дописываем продолжения и расширения сюжета.

⛲️ Размышляем, с чем согласны, а что сделали бы иначе. Задаём вопросы:
  • Какие моменты были главные, а какие второстепенные?
  • Какие эмоции остались после книги?
  • Как будут выглядеть герои, когда повзрослеют или в детстве?
  • Какие события в нынешнем мире пересекаются с событиями в книге?
  • Какие запахи, звуки, цвета, погода преобладают в сюжете?
  • Какие герои похожи на нас или наших знакомых?

🌋 Если в книге токсичные или ошибочные суждения, задаем ребенку вопросы:
  • А как на самом деле?
  • Что бы мы сделали на их месте?
  • Что почувствуют герои, если с ними так поступают?
Все могут ошибаться, даже взрослые. Мы учимся на ошибках, поэтому это не стыдно. Часто можно попробовать исправить ситуацию и наладить отношения. Если тебя обижают, расскажи взрослому об этом.

👀 Лекция Как создать придуманный мир
👀 Почему важны метафоры?

📕 Книги-шифры Антона Тилипмана: «Прессница и картон», «Зубака»
Где искать электронные книги?
🔎 Абонемент Литрес — даёт возможность скачать одну книгу в месяц стоимостью до 700 рублей и две книги из специального списка. Удобно, что можно скачать книгу и иметь её в вечном распоряжении, но с моими аппетитами не хватило бы

🔎 Подписка на Литрес — можно неограниченно читать в приложении Литреса многие несвежие книги стоимостью до 460 рублей и слушать аудиокниги. Некоторые книги пропадают до того, как я их дочитаю, что печально, но приложение нормальное. Много книг от Самоката и Абрикобукс.

🔎 Букмейт — подписка, появились комиксы МИФа, но неудобно читать с маленького экрана, нужен планшет. Работает только с российской симкой и аккаунтом в Google.

🔎 В издательстве МИФ многие книги есть и в электронном формате (pdf), часто дешевле, чем они же на Литресе.

🔎 Крупнейшая онлайн-библиотека, много книг на английском.

🔎 f.twirpx.one — условно платный сервис, скачивание одной книги обходится в 10 рублей, много книжек с картинками, удобно искать новые книги по названию издательства (Поляндрия, Самокат, Розовый жираф, Белая ворона, МИФ Детство и прочие).

🔎 flibusta.is — удобнее всего искать по фамилии автора, особенно серии. Есть fb2, mobi, epub и pdf. Не работает сохранение ссылок на книги, только на основной сайт.

🔎 rulit.me — есть много необычных книг в полной версии, причём даже новинок, но значительная часть — фрагменты с Литреса. Нужно искать приписку Полная версия. Есть детские книжки в pdf, работает поиск по сериям (а ля Встречное движение) и по авторам.

🔎 royallib.com — много классических книг, удобный поиск по автору, даёт нормальные ссылки.

🔎 Ocean of PDF — библиотека книг на английском языке.
Мультфильмы
⚡️ Дети не умеют фильтровать информацию так же эффективно, как взрослые. Мы можем через слух понимать, что происходит, а дети используют и слух, и зрение, и активное считывание эмоций и незначительных перемен. У высокочувствительных детей фильтры совершенствуются к 7-9 годам, у остальных — в 5-7 лет.

👻 Некоторые мультфильмы могут вызывать эпилептические припадки из-за быстрой смены синего и красного цвета на экране. Также дети могут впадать в трансовое состояние.

🐤 Неверная или слабо выраженная артикуляция персонажей затрудняет
развитие речи ➡️ детям, не освоившим речь, лучше не смотреть мультики и не слушать случайные аудиосказки или прочие записи человеческих голосов.

💖 Альтернативы, когда только гаджет спасает:
— Видео с ребёнком или знакомыми;
— Личные фотографии;
— Записанные мамой или знакомыми людьми аудиосказки (вариант подарка от бабушки, живущей в другой стране!);
— Созвон по Zoom, в Телеграме или в Вотсаппе со знакомыми людьми.

‼️ Если ребёнок говорит цитатами из мультика, а собственная речь не настолько активна, особенно если нет Я-сообщений, лучше провести диагностику РАС.

👀 Обсуждаем с ребёнком мультик или аудиосказку:
  • Какой герой твой самый любимый?
  • Какие конфликты были между героями?
  • А как бы наша семья с таким справилась?
Это может переключить ребёнка на вдумчивое исследование происходящего.


Обсуждаем с партнёром

❤️ Какие правила взаимодействия с гаджетами приняты в вашей семье?

❤️ Какие методы регуляции экранного времени использовали ваши родители?
Мультфильмы: ритуалы и смыслы
Ритуалы подготовки

✅️ Попытки выбрать мультфильм, который будет интересен всем зрителям: голосование, понедельный выбор каждым участником, выбор из дисков, которые есть в съёмной квартире.
✅️ Выделение времени на подготовку: скачивание, перенос на флешку, сборка проектора и аудиосистемы, затемнение комнаты.
✅️ Собственноручное создание билетов с указанием названия мультфильма, времени просмотра, имён смотрящих.
✅️ Организация места для просмотра: подушки, пледы, место для проектора, затемнение.


🎈 Длинный мультфильм достоин этих ритуалов, поэтому обычно мы смотрим именно их или несколько серий приятного взрослым мультсериала.
🎈 Мы стремимся не формировать клиповое мышление собственными руками — полнометражки вынуждают удерживать в голове сюжет и взаимодействия героев.
🎈 Короткие мультфильмы мы выбираем для экстренных ситуаций и изучения незнакомого языка.
🎈 Совместный просмотр со взрослым даёт возможность обсуждать сюжет в процессе, перенимать шутки, становящиеся общими для семьи, выдерживать вместе эмоционально напряжённые сцены и делиться впитанными смыслами.
🎈 Страшное в мультике — повод для обсуждения, но не каждый ребёнок открыт для этого до 6-8 лет, когда формируется храбрость.
🎈 Поведение героев в мультфильме может дать нам причинно-следственные связи, позволяя не проходить подобное на опыте детей — это может быть дополнительным выходом из эпизодов критической фрустрации и противления.
🎈 Через мультфильм ребёнок может прикоснуться к схожему с его собственным опыту, приблизиться к преодолению страха в безопасных условиях и отловить триггеры сложных эмоций.
Мультфильм как столкновение с тщетностью
✅️ Не выйдет смотреть бесконечно — заканчивается и зачастую ограничен взрослым.
✅️ Многие взрослые умеют ставить границу на просмотр, так как внутренне ощущают, что это не полезно проведённое время — в отличие от залипания на чтение или длительность прогулки.
✅️ Не раскрывает все возможные ситуации и сюжеты — но их можно нарисовать или прописать самостоятельно (слава фанфикам!).
✅️ Иногда не включается, заедает, выключается свет, не на том языке, скучный сюжет и так далее.
✅️ Приходится дожидаться начала (как в кино, так и в расписании дня).
✅️ Ещё не вышла очередная серия, приходится ждать иногда годы!
✅️ Приходится договариваться с сиблингами и не всегда смотреть то, что хотелось сильнее всего.
✅️ Не выходит в реальности повторить то, что умеют герои.
Гаджеты
▶️ Основная проблема — гаджеты и интернет ограничивают общение со взрослыми, и прежде всего с родителями. Однако, когда ребёнок вдалеке от нас и может написать сообщение или позвонить при желании, они же перекрывают разделение.

▶️ Гаджет не должен быть внешней мотивацией что-то сделать или наградой за поведение. Это инструмент общения и знакомства с новым контентом, образовательным в том числе.
Также не стоит мотивировать едой, совместной игрой, прогулками и подарками.

▶️ Волевая сфера ребёнка развивается только при достаточной активности префронтальной коры ➡️ до 9-10 лет свободный доступ к гаджетам не нужен.

▶️ При раннем знакомстве с гаджетами область воображаемого заполняется у ребёнка не отдельными образами и деталями, а сплошными выдуманными сюжетами ➡️ нет нужды придумывать собственных героев, — их заменяют уже готовые персонажи с заданной линией поведения.

▶️ Раннее директивное обучение может замедлять физическое и эмоциональное развитию. «Развивающие игры на планшете для младенцев»‎ — оксюморон.

▶️ Программы для лимитирования времени в гаджетах = обучающие пособия для молодых хакеров (и это нормально). Отсутствие интернета затруднит быстрый взлом по мануалу.

▶️ Обсуждаем с детьми контент:
  • Какой герой самый любимый?
  • Какие конфликты были между героями?
  • Как бы наша семья с таким справилась?
  • Какие идеи тебе приносит это видео?
  • Что из увиденного можно повторить дома?
Это может переключить ребёнка на вдумчивое исследование происходящего.

▶️ Клавиатурное письмо = работа двумя руками и всеми пальцами. Это бимануальное действие, очень сложное, доступное к освоению не ранее 8-10 лет. Если это интересно — есть древняя программа BabyType или разные современные typing games.

▶️ Многие дети играют в онлайн-игры вроде World of Warcraft, в которых они должны общаться в чате и голосом, управлять персонажем, отслеживать быстрые и долгосрочные цели и одновременно общаться с родителями, которые постоянно их отвлекают. Это формирует навыки многозадачности, но фокус в том, как переносить их на реальную жизнь.

▶️ Вместо запрета на игры можно к ним приобщиться — прочувствовать динамику, ощутить прилив дофамина и стать немного ближе к своему подростку.


Бесполезный контент
⛔️ Распаковка игрушек;
Переводит мозг в ожидание новизны.
⛔️ Прохождение компьютерных игр;
Лишает игровую деятельность смысла.
⛔️ То, что ребёнок не может описать после просмотра.

📙 Дети и гаджеты — книга проекта Острова
Гаджеты без фанатизма
Что нам даёт гаджет?
  • Альтернативная реальность
  • Быстрый доступ к любой информации (в том числе ложной)
  • Пространство для пиратства
  • Общение с другими людьми
  • Способ работать и учиться в комфортных условиях
  • Поддержка ритуалов и рутин — регулярная самоподдержка через контент
  • Доступ к финансам, пока не случится мировой сбой ПО 📵


Как сделать контакт с гаджетом более наполняющим?
➡️ Уход от быстрых удовольствий — без развлекательных приложений, игр и приложений соцсетей.

➡️ Меньше оповещений — только на важных людей, финансовые вопросы и то, что реально значимо.

➡️ Окошки свободы: перед сном и в течение ночи, на прогулках, во время еды, в выходные.

➡️ Разделять гаджеты по функциям: отдельно — электронная книга, отдельно — плеер, отдельно — рабочий / учебный ноутбук, отдельно — фотоаппарат, отдельно — телевизор или проектор.

➡️ Отказ от мультитаскинга — если включить на смартфоне музыку, то он только её и играет, если читать с него книгу, то не прерываясь на всплывающие сообщения.

➡️ Материальные, а не цифровые хобби — бумажные книги, творчество, физическая нагрузка, сборка лего, настольные игры.

➡️ Чек-пойнты на деятельность — по истечение таймера или при достижении поставленной мини-задачи в гаджете заняться чем-то в реальной жизни, можно тоже ограниченным по времени.

➡️ Общение с реальными людьми вживую тогда, когда это возможно.
Гаджеты: безопасность
✏️ Про бытовую безопасность гаджетов — тут.
  • Возрастные ограничения контента
    Опираться на метки на сайтах не всегда релевантно — так детские книги про половое просвещение или с матерными словами в РФ маркируются 18+, а жестокие убийства бывают и в 12+.
  • Уровень зрелости мозга
    ✅ Минимум экранов до 5 лет.
    ✅ До 20 минут в день / 1.5 часов в неделю с 5 до 7 лет.
    ✅ Интернет с 10-12 лет.
  • Травмирующий контент
    • Выбор ограничений зависит от возраста и чувствительности ребёнка.
    • Подростку 14-15 лет вполне можно объяснить, что порнография реальности не соответствует, как по длительности акта, так и по эмоциональной составляющей. Если говорить об этом сложно — поможет сериал Sex education.
    • Снафф вряд ли подойдёт в каком угодно возрасте.
  • Семейные рамки
    • Правила пользования гаджетами могут различаться для членов семьи, однако нужны и общие принципы.
    • Вся семья откладывает гаджеты во время еды, за час-полтора до сна, во время перемещения по улице, при важном разговоре.
    • Устраиваем гаджет-детоксы на выходных или выделяем хотя бы пару часов в день без экранов.
  • Развитая волевая сфера
    • Сон, еда, туалет, прогулки на свежем воздухе, живое общение не должны игнорироваться из-за гаджетов.
    • Если ребёнок мается, страдает, смотрит в экран без интереса, пропускает сигналы тела о голоде / жажде / туалетных делах, но отложить гаджет не может, — время вмешаться.
    • Если ребёнок пропускает партию в любимую настольную игру или не купается на каникулах в море из-за гаджета, то баланс нарушен.
  • Физическое и психическое здоровье
    • Ухудшение зрения — важно чаще моргать за гаджетами.
    • Лишний вес — двигаться во время прослушивания подкастов или в компьютерных играх, стоячее рабочее место или мяч вместо стула
    • Туннельный синдром — менять позицию руки при печати, переключаться на неведущую руку, разнообразить движения, разминаться.
    • Повышение уровня тревожности, обострение страхов, навязчивые мысли, проблемы со сном — начать фильтровать контент, сокращать время в гаджете.
Безопасность в интернете
✅️ Сложный пароль: не настоящее слово, буквы из верхнего и нижнего регистров, цифры, знаки препинания, длина от 12 символов.
✅️ Двухфакторная авторизация (есть в фейсбуке, телеграме, инстаграме, гугл-аккаунте и ещё много где).
✅️ Ненастоящие личные данные в соцсетях, Telegram и других местах.
✅️ Выключенные метки местоположения на фотографиях и в приложениях.
✅️ Пин-код или символ-схема на разблокировке телефона, а не распознавание по лицу или отпечатку пальца.
✅️ Шифрованные чаты в Телеграме или Signal.
✅️ Профилактика кибербуллинга
📕 Книга «Написанное остаётся» Джастина Пэтчина.
✅️ Не переходить по ссылкам и не скачивать файлы от незнакомых людей.
✅️ При продлении подписок, оплате посылок, участии в акциях — заходить через официальные сайты и следить, чтобы ссылка не была фишинговой.
✅️ Ограничить круг людей, которые могут просматривать контент и комментировать в соцсетях;
✅️ Жаловаться модераторам и включать неприятных людей в чёрный список.
✅️ Обращаться к родителю в любой сомнительной ситуации.


Дополнительные меры безопасности в РФ
✅️ Использовать мессенджеры с end-to-end шифрованием: Signal, WhatsApp и секретные чаты Telegram.
✅️ Не переводить деньги организациям, которые могут в дальнейшем стать или уже стали нежелательными.
✅️ Использовать автоудаление сообщений
✅️ Избегать облачные сервисы.
✅️ Использовать VPN.
Умные колонки
Alexa предложила 10-летней девочке потрогать всунутую наполовину в розетку зарядку для телефона монеткой в рамках спортивного челленджа:
Подключи зарядку для телефона наполовину в розетку, а потом поднеси монетку к открытым частям вилки (the penny challenge).


Почему я никогда не куплю умную колонку и не включу её ребёнку в личное пользование?

🎧 Умные колонки передают услышанную информацию на сервер, откуда она может пригодиться и рекламодателям, и на государственные нужды (собирать компромат), и для отслеживания перемещений человека;
🎧 Так же как и ChatGPT, колонки способны обучаться и, как видно, три закона робототехники Айзека Азимова для них — пустой звук;
🎧 В интернете информация с трудом делится на достоверную и недостоверную, безопасную и небезопасную для применения;
🎧 Контакт с колонкой зачастую заменяет живое общение и может образовываться эмоциональная связь между ребёнком и машиной;
🎧 Постоянные стимулы препятствуют появлению скуки и свободного пространства для развития;
🎧 Колонка может стать объектом перепривязанности и ребёнок будет обращаться за помощью и советом к ней, а не к живым людям.

⚠️ Не страшно, что ребёнок найдет что-то пугающее, пошлое, отвратительное или опасное. Страшно, что он не придёт с вопросами к взрослому в такой ситуации.
Зависимость от социальных сетей
Мозг поощряет нас через дофаминовую систему за всё новое, в том числе за информацию.

Принципы построения соцсетей
❤️ Микродозинг дофамина через лайки, реакции и комментарии — нас видят, слышат и принимают.
❤️ Настройка ленты под социальные, культурные, ценностные моменты человека и его интересы ➡️ ощущение единства, все думают как ты и мир безопасен.
❤️ Лента никогда не кончается: когда прочитаны все посты друзей, начинается череда персональных рекомендаций.
❤️ Таргетированная реклама.


Как соцсети следят за нами?
🔎 Прямые методы: отслеживание лайков, подписок, поисковых запросов, кликов, времени присутствия на страницах.
🔎 Непрямые методы: отслеживание через микронаушник в гироскопе, cookies, разрешения у приложений на использование камеры, клавиатуры, доступа к галерее, слежка через сотовые вышки и GPS, прослушивание через умные колонки, динамика списаний в банковских приложениях.


Функции дофамина
  • Память
  • Мотивация
  • Настроение
  • Внимание
  • Удовольствие и награда
  • Сон
  • Обучение и поведение


Почему снижается уровень дофамина?
1️⃣ Частый микродозинг дофамина за счёт соцсетей и быстрых удовольствий и дефицит мощных выбросов дофамина на значимые события.
2️⃣ Генетические особенности выработки и трансформации дофамина.
3️⃣ Дефицитарное питание по белку или избыток быстрых углеводов ➡️ дефицит аминокислот:
  • Тирозин и фенилаланин ➡️ низкий дофамин
  • Триптофан ➡️ низкий серотонин ➡️ агрессия и снижение концентрации
4️⃣ Стресс, воспаление и нейротоксины в питании и быту
Как ИИ может помогать школьникам?
🔸️Сделать выжимку длинного сообщения, текста или книги ➡️ для написания сочинений нужно только переписать текст.
🔸️Решать любые школьные математические, физические, химические задачи, давая развёрнутое решение.
🔸️Переписать готовое сочинение, чтобы оно было персонализировано.
🔸️Переводить тексты в другие формы познания, чтобы помочь детям с нейроособенностями.
🔸️Переводить тексты на другие языки, даже почти не коряво.
🔸️Составлять расписание с учётом основных пожеланий.
🔸️Выстраивать свою собственную систему ценностей и знаний, не связанную с человеческими контактами.
🔸️Давать советы по выстраиванию отношений со сверстниками, противоположным полом, родителями.

✅️ Я иногда использую Перплексити вместо поисковика: он даёт детализированные ответы с реальными ссылками на источники, но обрезает часть информации и приходится читать подробно. Для экологии использование ИИ, к сожалению, более разрушительно, чем простой запрос к поисковику.

⚠️ Не все ИИ одинаково адекватно отвечают на запросы по литературе, но они учатся быстрее детей.


Какие пути может избрать школа?
  • Поставить глушилки на интернет и сотовую связь, как пытаются делать на ЕГЭ;
  • Запретить гаджеты в принципе;
  • Отказаться от домашних заданий, всё равно все решат верно;
  • Заменить учителей ИИ, чтобы он сам разбирался;
  • Оставить только творческие предметы;
  • Перейти на устную форму ответов без опоры на записи;
  • Уйти от оценочной системы обучения и начать работать с истинной мотивацией;
  • Обучать экспериментальной науке и прикладным навыкам;
  • Меньше всего коснётся Вальдорфской педагогики, демократических школ, творческих объединений, спортивных школ.

🍀 Лекция про AI Safety
🍀 Письмо учёных про риски AI
🍀 Статья GQ Как за нами следят наши гаджеты
Сценарии развития ИИ
Часто эти понятия путаются — разбираемся, что к чему!
Подборка фильмов
Фильмы про школу и настоящих учителей
— Школа Саммерхилл, 2008 (документальный фильм)
— Detachment
(Учитель на замену), 2011
— Географ глобус пропил, 2013
— Dead poets society (Общество мёртвых поэтов), 1989
— Les Choristes (Хористы), 2004
— Matilda (Матильда), 1996
— The Breakfast club (Клуб "Завтрак), 1985
— Entre les murs (Класс), 2008
— Renaissance Man (Человек эпохи Возрождения), 1994
— Front of the Class (Перед классом), 2008
— Freedom writers (Писатели свободы), 2007
— The History Boys (Любители истории), 2006
— The Ron Clark Story (Триумф: История Рона Кларка), 2006
— Like Stars on Earth (Звёздочки на Земле), 2007
— Être et avoir (Вне конкуренции), 2002
— Up The Down Staircase (Вверх по лестнице, ведущей вниз), 1967
— Stand and deliver (Выстоять и добиться), 1988
— Mr. Holland's Opus (Опус мистера Холланда), 1995
— The School of Rock (Школа рока), 2003
— Half Nelson (Полу-Нельсон), 2006
— Lean on me (Держись за меня), 1989
— Not One Less (Ни одним меньше), 1999
— Phoebe in Wonderland (Фиби в Стране Чудес), 2008
— Song for a Raggy Boy (Песня для изгоя), 2003
— The Great Debaters (Большие спорщики), 2007
— Monsieur Lazhar (Господин Лазар), 2011
— Beyond the Blackboard (За школьной доской), 2011
— Pay It Forward (Заплати другому), 2000
— Music of the Heart (Музыка сердца), 1999
— School of Life (Школа жизни), 2005
— Glee (Хор), сериал 2009-2015
— The Mysterious Benedict Society (Тайное общество мистера Бенедикта), сериал 2001-...


Фильмы про чёрную педагогику
— Die Welle (Эксперимент 2: Волна), 2008
— Whiplash (Одержимость), 2014
— The Teacher (Учительница), 2016


Фильмы про домашнее образование
— Gifted (Одарённая), 2017
— Captain Fantastic (Капитан Фантастик), 2017
— Nim's Island (Остров Ним), 2008
— Wonder (Чудо), 2017
— The glass castle (Стеклянный замок), 2017
— Enola Holmes (Энола Холмс), 2020
— Room (Комната), 2015
— Leave no trace (Не оставляй следов), 2018
— Run (Взаперти), 2020
— Girl in the basement (Девушка в подвале), 2021
— Hanna (Ханна), сериал 2019-2020


Фильмы про цифровую безопасность
— The Mysterious Benedict Society
— Black Mirror
— Upload
— M3gan (2022)
— Her (2013)
— I.T. (2016)
— Smart House (1999)
— Upgrade (2018)
— Nerve (2016)
— Possessor (2020)
— Wifelike


Фильмы про виртуальную реальность
— The Peripheral (сериал)
— Ready Player One (2018)
— Free Guy (2021)
— Source Code (2011)
— Virtual Nightmare (2000)
— OtherLife (2017)
— Avalon (2001)
— The Matrix (1999 и далее)
— eXistenZ (1999)

Некоторые фильмы подходят для просмотра с детьми, но не все. Лучше вначале прочесть краткое содержание и свериться со своим уровнем чувствительности ❤️

✏️ Про самотерапию через фильмы и сериалы
✏️ Книги и сериалы для родителей подростков
Фото на обложке — из личногл архива
На фото Дафна в Тбилиси пытается сдвинуть бегемота с места