Кому достанется Альфа?
Дни похожи один на другой и в этой череде мы можем чувствовать разное: усталость от повторений и ощущения белки в колесе или чередование опустошения и наполнения тем, что именно мы делаем. На помощь приходят ритуалы, рутины и расписание — они помогают выстроить канву дня так, чтобы наполняться контактом с детьми или собственной деятельностью перед действиями, пожирающими ресурс. Сон, вода, общение с детьми и своевременные приёмы пищи — база, которую нам важно встраивать в дни.
Темы раздела
• Каскад заботы
• Альфа в дисбалансе
• Благими намерениями не обойтись
• Почему мне сложно эмпатировать ребёнку?
• Родительская тщетность
• Конструктор ланча
• Ребёнок не хочет брать ланч из дома, но и в школе не может есть
• Режим дня школьника
• Спорт в жизни школьника
• Особенности сна подростков
• Лайфхаки про сон
• Уборка и организация пространства
• Организация места для учебы
• Мужчины за бережное воспитание
Каскад заботы
Мы занимаем в отношениях две позиции: ведущую (альфа-позиция) или ведомую (зависимую). Для защиты от выгорания переключаемся между этими состояниями, находя поддержку со стороны других взрослых.


Признаки, что мы недополучаем заботу извне:
  • Ощущение, что ребёнок делает что-то назло;
  • Перенос ответственности за отношения или настроение взрослого на ребёнка;
  • Отказ играть или говорить, пока ребёнок не извинится;
  • Навязчивая идея, что ребёнок будет заботиться о нас в будущем;
  • Зацикленность на ребёнке, отсутствие хобби, работы, свободного времени;
  • Ощущение, что ребёнок мог бы встать на наше место и поменять своё поведение ради нас.

Взрослый в депрессии, во время болезни, во время беременности или в состоянии истощения также отпускает позицию альфы и автоматически переключается в состояние того, о ком нужно заботиться.

Каскад заботы заключается в том, что один из родителей заботится о ребёнке, а получает заботу от второго родителя или другого взрослого: собственного родителя, коуча, психолога, друга, остеопата и так далее.


⭐️ В каких из текущих отношений я получаю заботу и поддержку, а в каких являюсь их источником?
Обсуждаем с партнёром
🤍 В какие моменты и каким образом я проявляю заботу к тебе, а ты — ко мне?
Давай составим список и включим туда не только то, что мы делаем или хотим добавить, но и то, что хотели бы получить.
Альфа-позиция = Забота + Доминирование + Ответственность
Если отсутствует один из аспектов, остаётся несбалансированная комбинация.

⭐️ Есть ли в вашем окружении люди, которые обеспечивают ребёнку неустойчивую опору?
Почему бабушки не переубеждаются?
⚡️Чтобы принять нашу позицию и научиться чему-то от нас, бабушке надо оказаться хотя бы в партнёрской роли, а лучше — в зависимой от нас роли в рамках образовательного процесса. Но здоровые инстинкты постоянно возвращают бабушку в альфа-позицию, где принять знания от нас сложно.

⚡️ Если мы даём опору на чужой авторитет, возникает вопрос: а чем этот авторитет лучше, чем авторитеты бабушкиной юности, которые твердили ровно противоположное?
💔 Бонус для бабушки — страх быть недостаточно компетентным родителем в прошлом.

⚡️ Если источник информации принят и используется бабушкой:
➡️ Бабушка примет новую точку зрения;
➡️ Бабушка отвергнет источник;
➡️ Бабушка погрузится в изучение информации и может найти как подтверждения, так и противоречия нашим доводам.

⚡️ Прямой контакт с помогающим или просвещающим специалистом может помочь перестроить парадигму, если у бабушки завяжутся с ним доверительные отношения ➡️ вы вместе станете командой поддержки для ребёнка ❤️


Что можно сделать ещё?

✅️ Ограничить зону ответственности бабушки;
✅️ Подобрать время и место для контакта с ребёнком;
✅️ Находить занятия, где бабушка будет не единственным ведущим взрослым;
✅️ Оставаться ведущей фигурой привязанности;
✅️ Обсуждать с ребёнком ложные установки и принципы, которые изливаются из бабушки.

Когда мы отказываемся рядом с родителями играть предписанную роль, семейная система стремится к хаосу. Если семья готова к трансформации отношений, то идёт переход на более высокий уровень близости и принятия. Иначе сопротивление людей, неготовых меняться, выталкивает того, кто хочет сменить положение дел, либо в прежнюю позицию, либо за границы семейной системы. Члены семьи ищут дефекты в бунтаре, низводя желание выстроить границы или не позволять с собой жестокое обращение в ранг болезни.

⭐️ Какие поводы для конфликтов с родными так и остаются острыми в вашей семье?
Обсуждаем с партнёром
🤍 В чём были хороши и приятны наши родители в прошлом? Чему они могут обучить детей?

🤍 Доверил бы каждый из нас детей своим родителям или родителям партнёра?
Давай я буду разбираться со своими родителями сам, не перенося эту задачу на тебя.
Родительская тщетность
У каждой из нас есть свой собственный список того, что невозможно поменять и остаётся только принять это как правила игры в данный момент родительства. Делюсь своим ❤️

❤️‍🩹 Невозможно быть одновременно вовлечённой мамой, заботиться о доме и работать, если нет ощущения базовой безопасности (с переездом это сгладилось);
❤️‍🩹 Дети откатывают назад в психологическом развитии, когда с ними случается что-то тревожное или новое, и вернуться назад волшебным образом не выходит;
❤️‍🩹 Не получается уложить детей рано и вместе с этим долго спать с утра;
❤️‍🩹 Дети могут не выполнять правила, даже если их чётко знают и это суть взросления и развития личности;
❤️‍🩹 Партнёр может не разделять мои взгляды и я не могу на это быстро повлиять;
❤️‍🩹 Я не могу остаться в одиночестве, выйти из дома в любой момент, не передав ребёнка (до определённого возраста) другому взрослому;
❤️‍🩹 Я не могу сделать так, чтобы ребёнок не страдал, когда болеет / ударяется / ссорится с кем-то, а могу только наблюдать и поддерживать;
❤️‍🩹 Я не могу быть одновременно выражающей открыто все свои эмоции и абсолютно поддерживающей мамой в некоторые моменты;
❤️‍🩹 Я не могу выбирать, с кем будут дружить мои дети;
❤️‍🩹 Я не могу контролировать поведение других заботящихся о моём ребёнке взрослых, а иногда даже не могу выбирать, кто именно это будет;
❤️‍🩹 Я не могу по щелчку убрать свою высокую чувствительность / затроганность / СДВГ и дать ребёнку то, что он просит в данный момент;
❤️‍🩹 Я не могу сделать так, чтобы у моего ребёнка больше не было инвалидности и даже не могу стопроцентно уберечь от этого остальных детей.


Куда двигаться дальше?

▶️ Принять, что что-то из списка не изменится, отплакав и встроив в картину реальности собственного материнства;
▶️ Найти положительные стороны в том, что есть, например, что полученные опыт и знания могут пригодиться, если ситуация изменится и делают меня адаптивнее;
▶️ Отделить те пункты, которые временно актуальны и по мере взросления ребенка отпадут сами;
▶️ Отметить, что из этого тщетности, связанные с тем, что реально происходит, а что исходит из собственных травм и опыта.
Обсуждаем с партнёром
🤍 В чём я могу положиться на тебя, а ты на меня, чтобы в моменты тщетности не уходить в агрессию или чувство вины?
У меня нет агрессии и чувства вины.
Ребёнок не хочет брать ланч из дома, но и в школе не может есть
▶️ Обращаемся к опыту сериалов и блоггеров: в большинстве американских, канадских и израильских школ ланч приносят дети из дома.
🍀 @sulheejessica, Tik Tok
🍀 @lunchformytribe, Instagram
🍀 Сцена с ланчем из Young Sheldon

▶️ Изучаем, что красивое едят в школах во всём мире и сравнить с тем, что обычно бывает в столовой.
🍀 Школьный шеф-повар Jason Hull, Instagram
🍀 Школьные ланчи в разных странах мира
🍀 Документальный мини-сериал Jamie's School Dinners
🍀 Вариации ланча от Гордона Рэмзи

▶️ Используем свой личный пример и носим домашнюю еду на работу.

▶️ Находим приемлемую пакетированную еду — идеи тут.

▶️ Высокочувствительные дети могут испытывать дискомфорт от того, что кто-то смотрит, как они едят или ест рядом.
Можно найти в школе место, где никто не будет смотреть и мешать, например, в классе во время длинной перемены.

▶️ Рассказываем про исследование, которое показало, что основной плюс от обязательного школьного образования для бедного класса населения — наличие бесплатной еды в столовой, а не сам факт образования.

▶️ Предлагаем выбрать ланч-бокс и бутылку для воды, которые будут приятны.
  • У Klean Kanteen можно заказать стальные крышки, они подходят и к бутылкам Hydroflask и Super Sparrow.
  • Для сухих продуктов можно использовать пластиковые контейнеры из полипропилена, выстланные подпергаментом или бумажным пакетом между едой и пластиком.
  • В ланч-бокс можно приклеить стикер с пожеланием приятного дня или каким-то милым рисунком.
  • Избегаем крышки-поильники, в них заводится плесень и потом её не извлечь.

▶️ Играем в детектива, изучающего составы продуктов, ищем вкусные сочетания продуктов, добавляем специи и суперфуды в еду из столовой.
Режим дня школьника
Какие события встраиваются в ежедневное расписание дня ребёнка?
Спорт в жизни школьника
У детей есть самостоятельно развивающаяся тяга к движению, которая часто не учитывается социумом. Какие препятствия встречаются на этом пути?
  • Не хватает времени
    По исследованиям, если бы люди не использовали машины, лифты, эскалаторы, а проходили расстояния пешком, то прогулка до спортзала из дома дала бы потратить столько же калорий, сколько одна тренировка. Гиподинамия связана с тем, как мы работаем, живём, делаем повседневные дела. Прогулка в лесу с залезанием на камни и деревья — тоже физическая нагрузка, есть даже направление палео-фитнес.
  • Страхи взрослых
    ⛔️ Подстраховка на детских площадках, сомнительные ограничения из-за правил приличия, запреты залезать туда, куда стремится ребёнок из-за внутренних переживаний.

    ✅️Правда не стоит: острые ржавые металлические детали, электричество, то, что может безвозвратно разбиться (пример).
    ✅️ Не страхуем совсем лет с 4-5, до этого только там, где в 2-3 раза выше роста ребёнка, просто стоя рядом на расстоянии, чтобы быстро подойти, если что.
    ✅️ Падение там, где было безопасно даёт опыт приземления и травм (незабываемый опыт закрытия прошлой травмы, связанной с больницей).
    ✅️ Не снимаем детей с верхатур и не помогаем туда залезть, — если может самостоятельно залезть, то сможет и слезть.

    📕 «Горилла, которая хотела повзрослеть»‎, Джилл Томлинсон
  • Ускорение движения
    Поездки на автомобиле, велосипеде, роликах, самокате, общественном транспорте, лифте там, где посильно двигаться и без них.

    ✅️ Ходим пешком по лестницам.
    ✅️ На автобусе передвигаемся в основном туда, куда не дойти за 30 минут (если не жарко, дети не устали, не хотят в туалет и не слишком голодны).
    ✅️ Не забываем про безопасность — шлем нужен практически всегда.
    ✅️ Далёкое расположение учебного заведения и кружков от дома снижает количество пеших путешествий — исследуем, что доступно вокруг нас.
  • Гаджеты и неподвижные занятия
    Часто используются, чтобы дети не разносили квартиру / автобус / МФЦ и дали нам возможность спокойно заниматься своими делами.

    Дистанционное обучение без пауз на физическую активность — современный способ причинить добро через неподвижность.

    ✅️ Для мозга оптимально сочетать движение и прослушивание лекций, которые не нужно конспектировать.
    ✅️ Помощники:
    • Свободное пространство дома
    • Безопасный доступ на улицу и на природу
    • Достаточный возраст для самостоятельного перемещения
    ✅️ Варианты соло-активностей:
    • Танцевать, когда слышишь музыку, где бы ты ни оказался.
    • Перемещаться к воде: на море, озеро, реку, к ручью.
    • Залезать на деревья, крыши площадок, по канату, на гамак сверху.
    • Изучать книгу по детской йоге и по ней самостоятельно заниматься.
    ✅️ Детей тянет к движению изнутри и скука помогает находить новые пути к разнообразию движения.

    📕 «Играем в йогу»‎, Лорена Паджалунга
    📕 «‎Физкультура про другое»‎, Сергей Реутский
  • Игнорирование потребности в движении
    Стандартные правила в учебных заведениях:
    ⛔️ Необходимо неподвижно сидеть на уроке;
    ⛔️ Нельзя качаться на стуле;
    ⛔️ Нельзя бегать на переменах;
    ⛔️ Нельзя покидать территорию школы в учебное время, хотя там недостаточно пространства и детских площадок необходимого уровня сложности для удовлетворения потребностей всех учащихся.
  • Занятия неподходящими видами спорта
    Факторы риска:
    ⛔️ Вид активности выбрали за ребёнка;
    ⛔️ Спорт не подходит ребёнку по характеру;
    ⛔️ Несовпадения в темпе с тренером;
    ⛔️ Жестокость и абьюз со стороны тренера;
    ⛔️ Необходимость выдерживать боль и неприятные ощущения;
    ⛔️ Избыточные нагрузки.

    ✏️ Одержимость физическими упражениями аналогична орторексии — неудержимому следованию здоровому питанию.

    ✏️ Статья про стресс от неверно выбранного типа физической нагрузки.
Особенности сна подростков
Эволюционные приколы
🌙 По ходу полового созревания пик секреции мелатонина смещается на более позднее время, с 22:00 к 1:00, а его количество снижается. В этот период растёт чувствительность к вечернему уровню освещённости, что эволюционно обосновано необходимостью принимать участие в охоте, охране жилья и прочих занятиях взрослых ➡️ заснуть до полуночи практически невозможно.


Это всё гаджеты!
🌙 Нет! Во всех культурах, включая племенные, у подростков происходит задержка накопления усталости во время бодрствования ➡️ засыпание длится дольше и человек вынужден бодрствовать ночью.


А учиться когда?
🌙 Увы, для ребёнка, учащегося с 8 утра в школе или высшем учебном заведении, ночной сон длительностью 8-11 часов становится недостижимым. Высокий уровень мыслительной активности поддерживается с 10 до 15 часов и именно это время было бы логично посветить учебе. Ранний подъём для подростков неестественен и только снижает продуктивность.

❤️Общественное движение Start School Later (USA) выступает в поддержку более позднего начала уроков для старшеклассников.


А почему я не высыпаюсь тогда?
🌙 После 22-25 лет начинается обратный процесс и пик мелатонина сдвигается на полночь. Поэтому взрослым оптимально засыпать в 22-23 часа.


Дневной сон может помочь?
🌙 Во сне активируются более 250 генов, отвечающих за переработку информации, поэтому подростки могут спать днём, если им хочется, это только поможет в обучении и не является признаком лени или последствием позднего засыпания ночью.
🌙 Во сне активируется иммунная система, поэтому долгий сон в болезнь, даже днём, помогает исцелиться.
🌙 Дневной сон длительностью до 26 минут не позднее 16:00 четыре раза в неделю снижает риски болезни Альцгеймера у взрослых.


А как влияет еда?
🌙 Ночью мозг занимается упаковкой информации в память и удалением бесполезных данных. Для оптимизации этого процесса подключается глимфатическая система — специфическая для мозга система очистки от побочных продуктов, образовавшихся за день из глюкозы. Если перед сном поесть, особенно красное мясо, сухофрукты или выпечку, то система очистки включится отложенно, когда закончится пищеварение. Это повлияет на самочувствие утром и успешность усвоения информации.

💫 Статья про сон подростков на БиоМолекуле
Лайфхаки про сон
💫 Видео про сон для просмотра с детьми.
✏️ Список натуральных тканей
✏️ Нормализация сна
✏️ Питание и добавки для сна

✨ Рекомендации по экологичным принадлежностям для сна есть в подборке Уютный эко-дом.
Уборка и организация пространства
Как вовлекать детей, как не истощаться самой от уборки и зачем это всё нужно.
  • Вопросы в процессе формируют отношение к вещам
    ❓Нужна эта вещь или нет? Если не нужна, то что мешает её выбросить?
    ❓Как часто она используется?
    ❓Куда лучше её положить, чтобы было легко достать?
  • Много вещей в доступе
    ➡️ Мы не в состоянии пользоваться ими одновременно.
    ➡️ Нарастает напряжение и рассеивается внимание.
    ➡️ Кажется, что нам неудобно, потому что нужный предмет отсутствует.
    ➡️ Мы совершаем импульсивные покупки.
  • Уборка нас учит
    ✅ Самостоятельно отвечать за свои вещи;
    ✅ Разделять вещи на нужные и ненужные (принятие решений);
    ✅ Определять, сколько нам нужно вещей, чтобы их было достаточно для жизни и удобно убирать;
    ✅ Не просто обладать, а умело использовать и хранить вещи. Если запихать вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать нужную.
    ✅ Брать ответственность за вещи на общей и личной территории.
  • Бросить, так и не начав
    Когда ребёнку приходится решать, что делать с каждой вещью, ему быстро надоедает процесс и он не может сосредоточиться.
    — Куда бы спрятать тетрадь по математике?
    — Наверное, будет неудобно, если я брошу ботинки на кровать?
  • Делим вещи на категории
    • Вещи для учебы
    • Книги и журналы
    • Спортивный инвентарь
    • Игрушки и настольные игры
    • Материалы для творчества
    • Одежда
  • Места для хранения
    • Вещи удобно хранить в комоде или в выдвижном ящике, внутри которых разложить их в коробки, контейнеры или корзины.
    • Доставать и убирать вещи должно быть удобно ➡️ заполняем места хранения на 70%.
    • Коробки по категориям — спасение для спешащих людей. Если нет времени складывать одежду в шкаф, а игрушки на полки, можно сделать коробки со стикерами или надписями.
  • Включаем музыку!
    Музыка задаёт ритм при уборке и позволяет регулировать активность деятельности: шить и резать овощи нужно вдумчиво и не спешить, а складывать вещи или мыть посуду можно в любом ритме.
  • Игровые динамики
    Ролевые игры
    • Золушка, которая вынуждена убирать за сёстрами.
    • Добби и другие домовые эльфы, помогающие по дому.
    • Колдуны Сева и Митя из «По ту сторону реки», разгребающие навоз за шалости.
    • Подростки из книги «Крылья» Марии Герус, помогающие в деревне.
    • Бытовые подвиги Геракла.
    Игры на меткость и скорость
    • Закинуть предметы в корзину или коробку с расстояния.
    • Переливать жидкости в бутылки с узким горлом.
    • Убираться по весело кричащему таймеру.
    Квесты и поиск сокровищ
    • Прятать и искать игрушки, сюрпризы.
    • Искать потерянные взрослым ключи, телефоны.
    • Искать свои трусы, носки по парам и другую одежду в куче общей одежды.
  • Просьба ≠ требование
    Просьба — это когда человек может согласиться или отказаться. Если мы воспринимаем и излагаем просьбы иначе, то нарушаем границы и путаем во голове «заставить» и «попросить». Если мы заставляем ребёнка мыть полы, посуду и убирать свою комнату, то учим его так же поступать со своими детьми.
  • Мотивы для уборки
    • Повторение за родителем или другим значимым взрослым — прекрасно развито у малышей и даёт базовые навыки.
    • Семейный ритуал (например, перед приходом гостей).
    • Дух противления — если родители не склонны к уборке в принципе.
    • Повторение за сиблингами и сверстниками — если вырос аккуратным старший ребёнок, с остальными может быть гораздо проще.
    • Стремление поиграть и умение вписать уборку в игровой формат.
    • Копинг-стратегия при тревожности или сильных эмоциях.
    • Воздействие стереотипов про роль девочки / женщины в семье.
    • Стремление упорядочивать хаос.
  • Особые условия
    Когда каждого члена семьи тянет убраться?
    ❓В одиночестве или вместе?
    ❓В привязке к событию или в любой свободный момент?
    ❓На прилив гнева или чтобы не замечать слёзы?
    ❓В стрессе или в покое?
    ❓В тишине или под музыку / подкаст / лекцию?
Мужчины за бережное воспитание
Если ваши партнёры отвечали примерно так же, как муж из вакуума на этой странице, так как воспитание — это женское дело, вот им гендерно соответствующие референсы!

  • Гордон Ньюфелд
  • Дима Зицер
  • Элфи Коэн
  • Шалва Амонашвили
  • Януш Корчак
  • Уильям Поллак
  • Джон Боулби
  • Джеймс Мак-Кенна
  • Александр Нилл
  • Карлос Гонсалес
  • Джон Гатто
  • Питер Грей
Личное пространство
Ребёнок зависает в телефон или книгу, старается не появляться дома, ест вдали от всех или часто ссорится с нами и сиблингами?
А хватает ли ему места?
Фото на обложке — из личного архива