Пробуждение вулкана
Агрессия бывает разная и взаимодействие с ней — весьма трудозатратная и контринтуитивная задача.

Дети в возрасте 3-5 лет — наиболее агрессивны на всём протяжении взросления и проживание этого периода может казаться невыносимым, но по мере созревания мозга агрессивность спадает, если нет естественных причин продолжать за неё цепляться.
Темы раздела
• Нормально или нет?
• Правила приличия
• Извинения детей
• Как извиниться перед ребёнком?
• Типы границ
• Фрустрация, тщетность и смешивание чувств
• Путь к тщетности
• Агрессия
• Игры для сброса напряжения
• Как вести себя с агрессией ребёнка?
• Адаптация 🆚️ Агрессия
• Ребёнок направляет агрессию на меня — что делать?
• Дисциплинарные меры и агрессия
• Ссоры братьев и сестёр
• Самоповреждение (селф-харм)
• Памятка для ребёнка
• Памятка для родителя
Нормально или нет?
Некоторые ситуации тревожат нас и хочется знать, бывает ли так у других и нормально ли происходящее.
  • Застенчивость
    • Признак привязанности к другой фигуре и неактивированных отношений.
    • Защитный механизм психики от перепривязанности и следования за первым встречным.
    • В норме исчезает после 4-6 лет в игровом взаимодействии и при формировании привязанности.
  • Воровство
    • Симптом личностных нарушений
    • Показатель тревожности, перешедшей в адреналиновую зависимость
    • Навязанный сверстниками акт
    • Вариант нормы при прощупывании границ
    ❗️Усиливается при ощущении порицания и при сильной тревожности.
  • Ложь
    • Активно развивающееся воображение
    • Нормальный этап развития психики
    • Страх совершить ошибку
    • Страх быть наказанным
    • Копирование поведения взрослых
  • Физическая агрессия, драки
    • Следствие невыраженной токсичной фрустрации
    • Запрет на иные проявления агрессии
    • Хронический стресс
    • Норма для возраста 3-5 лет
    • Возврат в психологический возраст неподконтрольной агрессии
    • Характерная для среды поведенческая стратегия
  • Ябедничество
    • Нормальный вид поведения в группе или семейной системе: в случае любой проблемы — обращайся ко взрослому за помощью, а не решай всё сам.
    • Попытка оказаться на особом счету у фигуры привязанности.
  • Ругательства и обзывательства
    • Следствие социального научения — копирование поведения сверстников или взрослых.
    • Физически безопасный вариант выражения агрессии.
    • Способ проверять границы.
    • Вариант изучения тонкостей языка.
    • Игровой способ выпустить токсичную фрустрацию.
  • Оральная фиксация
    Грызение ногтей, ручек и карандашей, сосание пальцев или волос, засовывание в рот посторонних предметов.

    • Последствие стресса
    • Сенсорная особенность
    • Способ снять напряжение в челюсти
  • Почёсывания
    • Проявление груминга — способ быстро доставить себе небольшое социально приемлемое удовольствие.
    • Кожные проявления и работа печени.
    • Особенности сенсорики.
    • Сверхстимуляция нервной системы.
    • Автоматизм при нейроотличиях.
    • Аллергия или чувствительность кожи.
  • Мастурбация
    • Норма, если ребёнок делает это в одиночестве после обсуждения.
    • Переживание сильного стресса.
    • Сигнал о возможном сексуализированном насилии.
    • Вариант стимминга при нейроотличиях.
  • Неусидчивость
    Ёрзание на стуле, трудно сидеть спокойно и сосредоточиться, лёгкая отвлекаемость.

    • Нормальная незрелость мозга младшего школьника
    • Тревожность
    • Стресс-ответ
    • Высокая чувствительность
    • Нейрофизиологические особенности
  • Стереотипные движения
    Раскачивание из стороны в сторону, дрыганье ногой, кручение в руках разных предметов.

    • Способ стабилизации и сосредоточения, характерный для людей с СДВГ, РАС, особенностям сенсорики.
    • Компенсация неподвижности.
    • Один из путей проприоцепции.
    ✏️ Пост про проприоцепцию
    ✏️ Как развить проприоцепцию
  • Самоповреждение
    Выдёргивание волос, выдавливание прыщей, расцарапывание себя, самопорезы и другие варианты.

    • Проявление аутоагрессии при запрете на другие её выражения
    • Следствие психотравмирующей ситуации
    • Последствие нейроотличий

— Мам! Мааам!

— Не перебивай, Джонни, это грубо! Ммм, да. Нет. Правда? Ха-ха, ОК. Пока!

— Ладно, что случилось?

— Ты знаешь, не волнуйся об этом. ❤️‍🔥

Правила приличия
Не кричать в общественных местах, не бегать, не перебивать взрослых, не чесаться, не ковыряться в носу, не топать и прочие запреты в движении и проявлении через звук — ограничения, противоречащие автоматической реакции на угрозу. Когда мы ощущаем себя в опасности, наше тело и психика подсказывают нам пути выхода из этого состояния: бить, бежать, заморозиться или подружиться с источником угрозы.

Когда ударить или убежать невозможно, то тело обращает движения в микроформу: почесывания, постукивания, вздрагивания, ковыряния, покашливания, — то, что мы пытаемся контролировать, не осознавая, что это компенсационный механизм, который помогает ребёнку снизить тревожность. Но тело найдёт выход: спазмы могут перейти на ЖКТ и начинает болеть живот, длительное сдерживание эмоций и телесных проявлений приводит к тикам и паническим атакам.
Извинения детей
🙇‍♀️ Слова «спасибо», «извини» — не просто дежурные фразы, а способы проявить раскаяние, заботу, благодарность.

❌️ Принудительные извинения и благодарности неубедительны, так как они идут не из чувства неравнодушия, раскаяния и признательности, а из подчинения. Ребёнок не станет в таком подходе просить прощения и благодарить, когда будет вдали от родителя до тех пор, пока страх в голове не станет сильнее, чем собственная воля.

🙇‍♀️ Искреннее желание «обнять бабушку» идёт изнутри, из любви и желания поддерживать контакт. Но бабушка может странно пахнуть, слишком сильно сжимать или разбрызгивать слону при разговоре — тогда хочется от неё держаться подальше, особенно при высокой чувствительности.

✅️ Мы имеем право не обниматься, ощущать раскаяние и благодарность, так как наши тела и чувства принадлежат нам.
Фальшивые проявления чувств и насильные объятия отделяют нашу внешнюю оболочку от внутренних проявлений, выстраивают маску и ложные личности ➡️ отказ от проявления реальных чувств ➡️ телесные проявления: тики, кожные реакции, неврозы, компульсии, панические атаки, депрессивные эпизоды и прочие психосоматические истории.

🙇‍♀️ Способность заботиться развивается в ребёнке, когда он принимает заботу и сопереживание со стороны своих фигур привязанности и наблюдает за тем, как его близкие взрослые заботятся друг о друге и о других людях.
Из заботы вырастают сочувствие, эмпатия, благодарность и небезразличие.

📗 «День глухого кита», Кристина Стрельникова — для детей постарше
📗 Дебора Макнамара, «Ни за что не извинюсь» / The Sorry Plane


Обсуждаем с партнёром

❤️ Совпадают ли у нас взгляды на извинения детей и правила приличия?

Пример игры на извинения
Как извиниться перед ребёнком?
Когда мы осознаём, что что-то пошло не так и мы обидели ребёнка, стоит решиться на первый шаг — это позволяет удерживать альфа-позицию и ставит нас в положение ответственных за отношения.

Наши извинения подают пример и нормализуют внимание друг к другу в семье.


— Прости, мне жаль.
— Я хочу понять, как на тебя повлиял мой поступок / мои слова.
— Как я могу помочь тебе восстановиться?
— Для меня важно, как ты себя чувствуешь. Я верю тебе и твоим словам, что для тебя это ощущается именно так.
— Я постараюсь больше так не делать. Иногда даже взрослому приходится учиться чему-то новому.
— Я даю тебе пространство и время, в котором ты нуждаешься. Я всегда здесь, ты можешь обратиться ко мне, когда будешь готов.
— Мне тоже было бы грустно / обидно / страшно / одиноко, если бы я оказалась на твоем месте, а ты на моем.
— Я не собиралась причинять тебе боль, но я понимаю, что это всё равно произошло, и мне жаль.
— Я знаю, что тебе понадобится время, чтобы снова мне доверять, и я буду ждать, сколько потребуется.
— Я понимаю, о чём ты говоришь, и я тоже не хотела бы, чтобы со мной так обошлись.

⭐️ Легко ли вам извиняться и принимать извинения?


Обсуждаем с партнёром

❤️ Кто чаще извиняется при взаимодействии в паре?
❤️ Какие есть невербальные способы извинения и налаживания контакта между вами?

Типы границ

⭐️ Как вы нарушаете границы своих детей? Как они нарушают ваши?

Невозможно всегда соблюдать чужие границы, но имеет смысл научиться вербально оповещать человека, что так поступать не стоит.


Обсуждаем с партнёром

❤️ Есть ли между нами стоп-слово, которое быстро доносит до другого партнёра, что происходит нарушение границ?
Физические границы

Всё, что связано с прикосновениями и физическими ощущениями:

  • Громкие звуки;
  • Неприятные запахи;
  • Яркий свет;
  • Неподходящая температура воздуха и одежда;
  • Отвратительные вкусы и консистенции;
  • Прикосновения к чувствительным местам или в период эмоциональной неустойчивости.

Примеры

— Вытирать нос ребёнку;

— Поправлять шапку ребёнка;

— Причёсывать без запроса;

— Умывать ребёнка, стирать слюной что-то с лица;

— Вынуждать ребёнка доедать еду, которую он не хочет;

—Целовать и обнимать ребёнка, когда ему это не нравится;

— Переносить ребёнка с места на место, хотя он протестует и ситуация не опасная;

— Напоминать не сутулиться и давать уничижающие комментарии про тело.

Материальные границы

Ощущение личной и чужой собственности:

  • Заходить в персональную комнату без стука;
  • Отбирать личные деньги, вещи и игрушки;
  • Ломать личные вещи, прятать их и выкидывать;
  • Брать что-то в пользование без спроса;
  • Заставлять делиться или отдавать свои вещи другим людям;
  • Вынуждать убирать личную территорию;
  • Угрожать лишением личных вещей (внимательно думаем, что именно позиционировать как личные вещи, а не пользование взрослыми);
  • Просматривать дневники, личные сообщения и телефон без разрешения;
  • Критиковать одежду, обувь, модель телефона.
Интеллектуальные границы

Право на собственные интересы, увлечения и образ мысли:

  • Подбирать хобби и кружки, не ориентируясь по ребёнку или критиковать личные;
  • Запрещать иное мнение на острые темы;
  • Критиковать отношение к социальным группам;
  • Убеждать, что нужно поблагодарить или извиниться;
  • Игнорировать склонности в учёбе и выбор образовательного пути;
  • Заставлять верно произносить и писать слова;
  • Критиковать высказывания ребёнка с посылом, что у взрослых больше опыта;
  • Навязывать своё видение карьеры.
Эмоциональные границы
  • Игнорирование и отрицание эмоций;
  • Попытки заглушить проявления эмоций;
  • Запрет на проявление эмоций: гнев, грусть, радость, ревность, обида и прочие;
  • Неверная трактовка и навязывание эмоций;
  • Высказывания, оценивающие проявления эмоций как интенсивные, не соответствующие ситуации.
Временные границы
  • Отсутствие свободного времени и загруженное расписание;
  • Несоблюдение договорённостей встретиться где-то или что-то успеть;
  • Постоянная спешка;
  • Невозможность встать без будильника или вовремя лечь спать;
  • Насильно укладывать спать через шантаж и угрозы.
Как дети нарушают наши границы?
  • Вынуждают играть в игры, которые нам неинтересны;
  • Вытаскивают вещи из наших ящиков;
  • Забирают и прячут телефон, ключи и прочие важные предметы;
  • Вынуждают общаться с родителями своих друзей, которые нам не нравятся;
  • Приводят в дом друзей / котят, когда мы к этому не готовы;
  • Спят ногами на наших головах;
  • Издают громкие звуки и прерывают беседы с другими людьми, чтобы привлечь наше внимание.
Фрустрация, тщетность и смешивание чувств
Фрустрация — эмоция, возникающая при столкновении с ситуацией, которая нас не устраивает и мы хотим её изменить.
Сломавшаяся игрушка, неверно почищенный банан, родительское «‎нет»‎ в ответ на просьбу, неясно зачем появившийся младший брат, упавшее в грязь мороженое — примеры фрустрирущющих событий.

Тщетность — столкновение с пониманием, что фрустрирующий момент невозможно избежать или изменить.

💦 Тщетность необходимо прочувствовать, дойдя до печали, слёз, разочарования, грусти. Слёзы помогают переключить нервную систему с симпатической на парасимпатическую. Это приводит мозг к адаптации — внутреннему успокоению и осознанию, что ничего изменить нельзя в данной ситуации, поможет принять ограничение и не биться в попытках его обойти, проломить и сделать по-своему.

🔥 Если тщетность не достигает стадии горевания — фрустрация трансформируется в тревожность или атакующую энергию — агрессию.

☂️ В момент возникновения атакующего порыва при достаточной зрелости префронтального кортекса (5-9 лет) возникают противоречащие чувства, трансформируя поведение в более социально приемлемое и бережное к себе.


🌈 Смешивание чувств

🟢 Умение сдержаться, когда хочется ударить, и помнить, что это может причинить боль другому человеку (эмпатия) ➡️ контроль над импульсивностью.

🟢 Чувство, что тревожишься, стесняешься или нервничаешь, но рискнёшь попробовать ➡️ мужество.

🟢 Желание получить желаемое, смешанное с пониманием, что родительский отказ — не
признак нелюбви ➡️ терпение.

🟢 Нежелание давать свою вещь другому ребёнку комбинируется с желанием поиграть вместе и подружиться ➡️ щедрость.

🟢 Способность увидеть боль другого человека и не потерять при этом себя ➡️ искренние извинения и сочувствие.


Взрослые тоже сталкиваются со всеми этими ощущениями, в том числе, когда ребёнок делает не то, что мы от него ожидаем. Возможность увидеть ребёнка за его поведением и отреагировать на поступок из позиции устойчивой заботы даёт нам ощущение целостности как родителя.
Яркий пример фрустрации
👀 Видео показывает, как можно держать пространство и не пытаться успокоить ребёнка, давая ему время выразить накопленную фрустрацию и перейти через слёзы к адаптации. У этого ребёнка было 2 недели стресса, которые выразились таким образом.
Триггернуло? Давайте разбираться!
Возраст
Обычное поведение для 2-3 лет, дальше идут менее нежные проявления фрустрации, со сдвигом в агрессию, кидание вещей и годам к 5-9 появляется самоконтроль.

Может, обнять?
Ребёнок просто плачет, интенсивно проживая накопленную печаль и фрустрацию, переходя в атаку только когда его касаются раньше, чем он сам готов к этому. Он не хочет, чтобы его трогали, отталкивает папу.

Выдерживаемое расстояние
Ребёнок не убегает далеко ➡️ нет стремления отделиться, папа выбрал верную дистанцию, чтобы не вмешиваться.

А как же проговаривание эмоций?
В этом возрасте слова ребёнка вряд ли утешат, особенно если то, что с ним происходило 2 недели было действием родителей (например, папа уехал в командировку и вот так его встречают).

И что, просто ждать?
Со временем эмоция ослабевает сама и ребёнок тянется ко взрослому и взрослый этого ждёт и готов. Он не уходит никуда, не пытается остановить пугающее поведение. Сам папа пишет, что это редкая интенсивность проявления фрустрации и он своим спокойствием даёт ребёнку возможность выразить всё и пойти на сближение со взрослым.
Путь к тщетности
Ребёнок встречается с ситуацией, которая его не устраивает ➡️ пытается что-то изменить ➡️ если это невозможно, возникает столкновение с тщетностью усилий.


Варианты развития событий:
💦 Принятие ситуации и адаптация к ней (чаще всего через грусть и слёзы);
🔥 Мощные эмоции, агрессия и разрушение;
🌿 Смешивание чувств — несмотря на агрессивный импульс, внутри находится причина никому не причинять вред.

Вернуть банан обратно в кожуру, уехать на чужом самокате с площадки, собирать зимой ромашки, смотреть на звёзды в полдень, засунуть брата маме обратно в живот — безграничен диапазон желаний, приводящих к столкновению с тщетностью.


⭐️ Какие самые запоминающиеся запросы от ребёнка вы были не в состоянии выполнить? Какая реакция последовала за этим — слёзы, агрессия, понимание или что-то ещё?


Невыполнимые стремления наших детей

✅ Получать только положительный опыт, всегда добиваться желаемого;
✅ Избегать неудач и разочарований;
✅ Заставить работать то, что необратимо сломалось или не работает в принципе;
✅ Единолично обладать кем-то, кто очень важен;
✅ Сделать так, чтобы сиблинга больше не было;
✅ Быть лучше / красивее / умнее остальных или вообще идеальным;
✅ Контролировать обстоятельства или знать будущее;
✅ Овладеть предметами, которые принадлежат другим людям;
✅ Поворачивать время вспять, знать будущее или отменять то, что случилось;
✅ Дождаться чуда или менять законы природы;
✅ Всё время выигрывать;
✅ Быть старше, чем есть в реальности;
✅ Быть желанным там, где не принимают;
✅ Контролировать решения окружающих людей;
✅ Делать всё, что захочется.
Агрессия
Агрессия присутствует у людей любого возраста как сброс токсичной фрустрации при невозможности что-то изменить и отгоревать. Это не эмоция, а действие — атакующий импульс, направленный на выражение внутренних терзаний ребёнка, и его можно перенаправлять и сбрасывать в игре.


Паттерны выражения агрессии
🔥 Зашуметь / заорать / зарычать;
🔥 Швырнуть что-то тяжёлое / скинуть всё со стола / опустошить шкаф;
🔥 Драться кулаками / пинаться / толкать всем телом / бодать;
🔥 Кусаться / плеваться;
🔥 Быстро бегать, врезаясь во всё вокруг;
🔥 Говорить обидные и саркастичные вещи / обзываться / материться / ныть / угрожать;
🔥 Ломать то, что под руку попадётся;
🔥 Проявлять аутоагрессию: биться лбом / кулаками / ногами о твёрдые поверхности.


Как экологично выплеснуть атакующую энергию
➡️ Играть в битву с драконом / троллем / василиском / монстром;
➡️ Нарисовать шарж или карикатуру на тревожащую ситуацию, записать или нарисовать свои мысли и чувства, а потом скомкать, порвать, порезать или сжечь лист;
➡️ Написать письмо с обзывательствами, нарисовать обидный плакат, записать претензии в жалобную книгу, самовыразиться мелом на асфальте;
➡️ Помять / кидать об стол пластилин, глину или воск;
➡️ Выговорить всё, что лежит на душе и быть выслушанным;
➡️ Шить, вышивать, валять из шерсти (протыкание предметов иглой даёт успокоение);
➡️ Сверлить, пилить, собирать мебель;
➡️ Резать овощи, мыть посуду;
➡️ Побегать, подвигаться, потанцевать под громкую музыку;
➡️ Попеть, покричать в подушку или в замкнутое пространство, пошуметь, постучать в барабаны или кастрюли, швырнуть что-то с громким звуком, хлопнуть дверью, посвистеть, лопнуть шары;
➡️ Скривить гримасу, покривляться перед зеркалом;
➡️ Выйти на улицу или уйти в свою комнату, хлопнув дверью, чтобы выйти из триггерящей ситуации;
➡️ Побить грушу или мат на стене, побить взрослого через подушку или мат, кидаться подушками или бить их, пинать мяч, покидать камни или стрелять из лука по мишеням, разбить что-то ненужное,ы выкопать яму или любое другое активное физическое действие с окружающими предметами;
➡️ Плюнуть в ванну / раковину / туалет;
➡️ Включать и выключать свет.
Игры для сброса напряжения
Очень советую присоединиться к игре и дать своему собственному напряжению выход.

☁️ Пылевыбивалка

Берём мягкую подушку и просим ребёнка помочь выбить пыль из нее. Ребёнок может делать с подушкой всё, что угодно: бить руками, пинать, подбрасывать. Как вариант, можно устроить драку подушками, но лучше их сначала выбить, чтобы не дышать пылью.


🌲 Крики в лесу

Выходим в безлюдное место и вместе с ребёнком соревнуемся кто громче крикнет. Как вариант — сходить на спортивные соревнования!


⛄️ Игра в снежки

Зимой можно играть реальными снежками, в другое время — шерстяными мячиками для стирки или скомканной бумагой


🎊 Фейерверк

Дайте ребёнку пачку цветной бумаги и предложите сделать фейерверк. Листы бумаги рвём или режем на кусочки, а затем подбрасываем обрывки вверх. Собранные кусочки можно использовать для изготовления крафтовой бумаги.
Как вести себя с агрессией ребёнка?
Обычно хочется прекратить происходящее любой ценой, особенно если дети направляют атаки друг на друга. Но как?
  • Не навреди
    Основная цель — как можно быстрее выйти из инцидента, минимизировав ущерб для окружающих, без возросшей фрустрации и защит у ребёнка.

    🪬 Уходим вместе в другую комнату, если ребёнок в состоянии следовать за нами и там разрешаем ему крушить.
    • Я была далеко и твоя сестра нарушила твоё личное пространство, пытаясь залезть тебе на спину. Теперь ты можешь побыть один или я побуду с тобой, если ты хочешь что-то высказать или раскидать, пойдём!

    🪬 Встаём между дерущимися детьми, если драка не по обоюдному согласию, и разрешаем себя пихать / толкать так, как нам выносимо.
    • У вас что-то пошло не так, теперь вам обоим нужно выпустить пыл. Я разрешаю вам пихать меня, но не друг друга.

    🪬 Подключаем игру, переводя фокус на себя:
    • Полицейский вмешивается в разборки.
    • Дракон или змея подкрадываются и готовят атаку на всех.
    • Волшебник разнимает драчунов Экспеллиармусом.
    • Приезжает скорая помощь для поддержки пострадавших.
  • Принцип невмешательства
    Если проявления агрессии направлены на предметы и не опасны для окружающих и самого ребёнка, можно просто подождать и понаблюдать.

    🪬 Если ребёнок разбрасывает или кидает вещи, можно подсовывать и подкатывать новые, чтобы перевести происходящее в игру.

    🪬 Можно присоединиться и начать кидать в цель или стену, чтобы стало громче.
  • Мне обидно!
    Фокусируемся на понимании, что агрессия это эмоциональная рвота, ей нужно дать выход. Даже если проявления обидны для взрослого, она не персонализирована, просто рядом с нами дети могут расслабиться и выражать себя благодаря тому, что доверяют нам и верят, что мы их примем любыми.

    🪬 Обзывания, токсичные ремарки и подначивания можно воспринимать как погодные явления. Я иногда корчу рожи в ответ и предлагаю придумать что-то новенькое и более острое.

    🪬 Соглашаемся с претензиями, если они реалистичны, но оборачиваем слова в комплименты или описания действий:
    — Ты меня достала!
    — Если опираться на факты, ты сам из меня вылез, но я помогла.
  • Магия слов
    Если агрессия опасна для окружающих или ребёнка, в речи делаем акцент на то, что ребёнку сложно справиться с фрустрацией и эмоциями в целом, а не на самом формате проявления агрессии. Так мы деперсонализируем агрессию и снимаем с ребёнка отвественность за то, что с ним происходит, что помогает быстрее переключиться в состояние покоя.

    ⚠️ Общие правила для семьи работают лучше, чем персональные. Важно, что порой ими могут быть недовольны и родители, но их соблюдают.

    🪬 Ты так сильно хотел эту игрушку, что фрустрация переполнила тебя и ты её выпускаешь, разбрасывая вещи.

    🪬 Тебе так обидно, что мы не успели на автобус, что хочется обвинять всех окружающих в этом.
  • Самоконтроль — OFF
    • Не пытаемся командовать и управлять ребёнком, который не может контролировать самого себя — если бы он мог, он бы не сорвался в агрессию и так.
    • Не воспитываем в моменте, сейчас ребёнок не в состоянии услышать правила и их соблюсти.
    ❓️Помогало ли вам когда-то в моменты гнева стороннее «Успокойся!» или «Остановись!»?

    ❤️ Относимся к инциденту как к случайности, а не закономерности.
  • На стороне ребёнка
    Не принимаем агрессию на свой счёт, предвидим проявления агрессии и сохраняем устойчивость, показываем ребёнку, что отношения выдержат эту проблему, мы вместе против этой мощной фрустрации.

    🪬 Мы любим тебя и понимаем, что ты не хотела бросить этот камень в голову другому человеку. Давай подумаем вместе, что теперь делать.
  • Перенаправляем взрывную волну
    Меняем условия, давая разрешение на агрессивное поведение и помогаем перенаправить импульс.

    🪬 Разрешаем разбросать / порвать / разрезать то, на что нацелился ребёнок.
    • Ты расстроилась, что учительница недооценила твои старания и хочешь порвать эту тетрадь, ты можешь это сделать.

    🪬 Разрешаем бросить взбесивший предмет, убрав с пути живые существа.
    • Ты сможешь швырнуть этот потёкший фломастер, из-за которого испачкался твой любимый шарф, как только я возьму кота на руки.

    🪬 Предлагаем иначе выразить агрессию, более привлекательным для ребёнка способом.
    • Тебе давно не нравится эта футболка, давай её разорвём на кусочки!
  • Время собирать и разбрасывать камни
    Агрессия должна излиться на тех, кто это может выдержать и мы даём разрешение на это, мы предугадываем, кто может пострадать от действия и режиссируем выброс энергии даже если происходящее далеко от подконтрольного нам.

    Когда страсти утихнут и ребёнок будет в контакте с нами, мы можем обсудить происходящее, например, придумать как можно было выразить эмоции иначе или придумать вместе формат извинений.
Адаптация 🆚️ Агрессия
Стадии принятия неизбежного

1️⃣ Отрицание — у детей в виде противления: отвергаемые просьбы, правила и предложения взрослых со стороны ребёнка, несогласие с законами природы и правилами вообще.

2️⃣ Гнев — эмоция, направленная на восстановление справедливости, а не синоним агрессии. Это ощущение «Так нечестно и несправедливо, со мной так нельзя!»

3️⃣ Торг — попытка всё-таки изменить ситуацию, поиск компромисса.

4️⃣ Депрессия — точка, в которой опускаются руки, нет больше сил что-то менять и появляются слёзы тщетности.

5️⃣ Принятие — адаптация к новому положению дел.

Если этот путь не пройден ➡️ активируется агрессия.

⚠️ Взрослые сталкиваются с тщетностью при конфликтах детьми, когда те сопротивляются и отстаивают свою позицию, фрустрация копится и может выходить в форме агрессии на ребёнка или окружающих.

❤️ Агрессия может компенсироваться любовью и внутренними мотивами и трансформироваться в принятие — я не могу сейчас изменить поведение ребёнка и заставить его, но я могу погрустить про это.
Ребёнок направляет агрессию на меня — что делать?
Мы говорим о школьниках, то есть о детях с потенциально активной передней корой головного мозга.

1️⃣ Наблюдаем, какой тип атаки — предпочтительный:
  • Ближний бой: укусы, щипки, удары, толчки.
  • Дальний бой: стрельба, швыряние предметов, плевки.
  • Оглушение: крики в лицо или уха, громкий ор, рычание, жужжание, тарабарщина.
  • Заклинания: обзывательства, критика, пассивная агрессия, показное игнорирование, угрозы, передразнивание, дурацкий голос.
  • Порча имущества: разрезать, украсть, сломать, разбить.

2️⃣ Даём в жизни и игре действия, повторяющие механику выбранной боевой тактики.

3️⃣ Когда наступает момент атаки на родителя, обычно нас ведёт по пути автоматической стресс-реакции. Уговоры, упрёки, запреты не работают, включён режим берсерка. В этом ключевых моментов два: ребёнок не следует за нами и нам тяжело переносить и хочется, чтобы он перестал.

Лайфхак
🧿 Готовим оборону, если выносить реально тяжело:
  • Беруши на случай звуковых атак;
  • Убираем всё реально ценное в недоступные места и не держим на виду у детей;
  • Укрытия по дому, если в нас полетят тяжёлые вещи;
  • Аналоги биты или доска, чтобы отбивать лёгкие;
  • Дзен на случай вербальных атак;
  • Занимаемся спортом, ходим на массаж, делаем разминку и потягушки, чтобы было проще выдерживать телесные контакты.

🔮 Вслух разрешаем бить / кричать / щипать / обзывать и даже подначиваем на это: "давай, ещё сильнее, ты можешь больше, я разрешаю тебе".

❗️Не терпим, а разрешаем и направляем, показываем, что мы это выдержим и понимаем, что ребёнку сложно. Дальше сценарии разные:

❎️ Ребёнок из противления перестаёт атаковать: нам больше не больно, но он за нами не следует — маленькая победа.

✅️ Ребёнок слушает и начинает сильнее дубасить, но он при этом следует за нами и нашим предложением, принимая, что мы главные и решаем за него — тоже победа.


Игровой арсенал

🌼 Мягкое нетравмирующее оружие для шуточных боёв: щиты, мягкие мечи, лук со стрелами на присоске, нёрфы.
🌼 Игры, где взрослый монстр / дракон, а дети его пытаются победить (и наоборот).
🌼 Корзинка для разрушений: керамические плошки, чтобы их разбивать, карандаши или ветки для ломания, старые трусы и футболки, чтобы их рвать на лоскуты.
🌼 Открытые пространства, лес и море для того, чтобы поорать.
🌼 Физическая нагрузка: прогулки, плавание и другое активное движение.
🌼 Занятия на реализацию эмоций: танцы, пение, театр, кружки по soft skills.
Дисциплинарные меры и агрессия
Ребёнок, находящийся в режиме берсерка, не в состоянии прочувствовать грусть в ответ на наказание и перейти в стадию адаптации.

Наказание усиливает фрустрацию ➡️ идёт усиление агрессивных выбросов, возведение защит от уязвимых чувств и ожесточение.

Если забрать у ребёнка важное / изолировать его от себя физически (отправить в свою комнату, поставить в угол) или морально (игнорировать, молчать) ➡️ возникает разделение и разрыв привязанности ➡️ фрустрация растёт ➡️ он сталкивается с большей тщетностью, чем его нервная система может принять.

Понять, что существу, которого ребёнок атакует, больно, если самому ребенку не больно, он не может как минимум до 4-5 лет, когда появится достаточно личного опыта и психологической способности это представить — эмпатии. Но это не повод проявлять встречную агрессию!

👀 Эксперимент про зарождение эмпатии и способности посмотреть на мир чужими глазами

❤️ Предвидим моменты, когда ребёнок окажется фрустрирован и не сможет адаптироваться (например, из-за того, что у нас мало времени) и оцениваем, готовы ли мы выдерживать эту агрессию без дисциплинарных мер или лучше избежать данной ситуации вовсе.

В детском саду дисциплинарные меры служат задаче, с которой реже сталкиваются родители — показать обиженному, что его защитят и дать яркий пример группе, что система умеет справляться с нарушителями спокойствия. Однако, это может происходить мягко и отложенно, с привлечением заботящихся фигур.

🚩 Если первичная агрессия будет подавлена (ребёнку запретят кричать, топать, кидать вещи), она перейдёт в атаку на взрослого. Если запретить и это проявление, она начнёт затрагивать животных, братьев и сестёр. Если запретить и это, может начаться самоповреждение, от которого обратно уйти очень сложно.
Ссоры братьев и сестёр
📛 «Если происходит что-то, что выглядит опасно или тебе не нравится — сообщай взрослому!»

Примеры
  • Агрессия со стороны брата / сестры;
  • Опасное поведение сиблинга;
  • Бытовые ситуации: что-то горит / искрит розетка / из ванной течёт вода на пол;
  • Порванный рисунок / порезанная одежда / испорченные вещи;
  • Плохое самочувствие.


Роли взрослых
✅ Решатели проблем детей, когда они им непосильны;
✅ Медиаторы взаимодействия с другими детьми, пока они не научатся взаимодействовать словами и без применения силы (без взаимного согласия) даже в острых ситуациях;
✅ Фасилитаторы защиты детских интересов и личного пространства;
✅ Щит от физической агрессии и импульсивности;
✅ Эмпаты, проявляющие сочувствие ко всем участникам конфликта, не акцентируя внимания на поступках;
✅ Стабильные структуры, выдерживающие чужие эмоции;
✅ Проводники к тщетности, что во взаимодействии между людьми конфликты — это часть процесса.


Роли, которые пытаемся избегать
❌️ Прокурор, обвиняющий того, кто больше не прав и дрпытывающийся, кто первый начал;
❌️ Детектив, расследующий как именно шёл конфликт;
❌️ Судья, решающий насколько сильно каждый пострадал, заставляющий извиняться и подбирающий наказания;
❌️ Проповедник, давящий на чувства вины и стыда.

▶️ Задача детей — получить удовлетворение, высказавшись и сообщив, что с ними поступают несправедливо ➡️ триггер для затихания мощных эмоций.
▶️ В ответ создаём ощущение, что даже если брат / сестра не готовы делиться игрушками и разговаривать, обзываются, пугают или кричат, всегда есть родители, которые придут на помощь, выслушают и примут детей такими, какие они есть.


Вопросы к ситуации
❓Как сильно дети устали друг от друга или от нехватки личного пространства?
❓Есть ли шанс продолжить совместную игру или пришло время их развести и увлечь разными занятиями?


Что помогает снизить количество конфликтов?
❤️ Держим в запасе козыри: новые раскраски, наклейки, листы оригами со схемами, книжки, подкинутые письма в почтовом ящике, которые будут интересны всем участникам конфликта, когда градус напряжения будет непереносим без мощного физического вмешательства.
❤️Обеспечиваем каждого ребёнка личным пространством, местом, куда можно спрятаться и побыть в одиночестве, мечтать, фантазировать, творить, читать.
❤️ У старших детей пространства для хранения вещей должно быть больше, чем у младших, так как у них шире возможности выбирать одну вещь из многих, не перегружаясь и больше видов деятельности. Ну и размер одежды больше, поэтому влезает её меньше.
❤️ Даём пространство и время для игры / обучения в одиночестве и полноценное время наедине с одним из родителей.
❤️ Включаем в ритуалы семьи игры на сбрасывание токсичной фрустрации: драки подушками, нёрфы, соревнования, конкурентные и кооперативные настольные игры, игры в монстров, драконов, преследование, совместное строительство и созидание.
❤️ Включаемся в то, чем занимаются дети, участвуем в их общении, генерируем игры и совместные занятия.
❤️ Учитываем интересы и возраст каждого ребёнка и под это подстраиваем режим и расписание семьи. Требовать от подростка засыпать в 21 час вместе со всеми или катать малыша целый день в автокресле, развозя остальных детей по кружкам = работать против их физиологии и нужд.

Какие эмоции вы испытываете при конфликтах между детьми? Мешают ли они чувствовать себя устойчиво в такие моменты?
Самоповреждение (селф-харм)
Селф-харм — способ интенсивной эмоциональной разрядки и избавления от психологического дискомфорта. Концентрация на физической боли отвлекает от эмоциональных переживаний, боль подконтрольна: человек определяет и интенсивность боли, и её длительность, и место приложения. В дальнейшем взгляда на шрамы бывает достаточно, чтобы тело активировало болевые ощущения.


Причины селф-харма

⚡️ Потеря контроля над своей жизнью: тело, место учёбы, выбор друзей и другие ценности и важные аспекты жизни.

⚡️ Несоответствие чужим ожиданиям и невозможность ощутить, что человека принимают таким, какой он есть, в том числе навязанные роли: отличники / хулиганы / мамины помощники.

⚡️ Психологические травмы: буллинг, бытовое и сексуализированное насилие, шоковая ситуация.

⚡️ Уязвимость: невозможность поделиться своими переживаниями без осуждения и высмеивания.

⚡️ Выдерживание нежелательного социального контакта: невозможность уйти, беседы с неприятным человеком, конфликтные ситуации, отчитывания.

⚡️ Следствие нейроособенностей: вариант стимминга, способ быстро выйти из шатдауна или заглушить сенсорную перестимулированность.

⚡️ Запрет на выражение агрессии вовне (на предметы, других людей), как внутренний, так и внешний.


Варианты селф-харма
  • Тушение сигареты о кожу и ожоги
  • Нанесение себе порезов
  • Кусание губ, щёк или частей тела
  • Расцарапывание кожи
  • Вырывание волос, бровей или ресниц, депиляция через боль
  • Удары в стену
  • Участие в драках, в которых ущерб неизбежен
  • Заставлять себя мёрзнуть или выносить жару
  • Лить горячий воск на кожу
  • Заниматься сексом без желания
  • Множественный пирсинг, татуировки
  • Алкоголизм и наркотическая зависимость

Социально одобряемые варианты селф-харма
  • Орторексия и прочие РПП
  • Избыточные физические нагрузки
  • Обсессивная уборка
  • Полное погружение в учёбу и работу
  • Перфекционизм
  • Гиперопека над собственными детьми
  • Проваливание ребёнка в альфа-позицию

Все проявления связаны с тотальным контролем и ограничениями, внимание направлено в одну область, а остальные игнорируются.

‼️Это не привлечение внимания

Телесные наказания тоже приносят боль, но контроль в руках страдающего отсуствует: ошибки откупаются телом и после этого экзекутор становится более благосклонен на время, пока не появится новый повод для наказания. Вина, стыд, грусть, желание что-то исправить вытесняются физической болью. Главной мотивацией становится страх, а потом в какой-то момент и он перестаёт ощущаться.

💫 Истории реальных подростков
Некоторые из них помнят себя в самоповреждении с дошкольного возраста
Памятка для ребёнка
Если накрывает желание причинить себе боль тем или иным способом.
  • Бумага не краснеет
    • Нарисовать шарж или карикатуру на тревожащую ситуацию, записать или нарисовать свои мысли и чувства, а потом порвать лист, чтобы отпустить эмоцию.
    • Помять пластилин, глину или воск.
  • На связи
    • Написать сообщение или позвонить кому-то, с кем общаться приятно. Жаловаться, сердиться, отвлечься на приятное общение — подходит любое проявление.
    • Позвонить по телефону доверия или написать в анонимный чат поддержки.
  • Чертог разума
    • Собрать в мыслях библиотеку самопомощи и зафиксировать методы в приятном формате: ящики в воображаемом шкафу, сундуки на призрачном острове, книги с подсказками.
    • Проиграть в голове альтернативный ход триггерящей ситуации, помечтать.
    • Выпить воды, глубоко дышать или медитировать.
  • Движущая сила
    • Побегать, подвигаться, потанцевать, потянуться, отжаться.
    • Если есть возможность, — выйти на улицу, чтобы покинуть триггерящую среду.
    • Побить грушу, кидаться подушками или бить их, бросать камни в мишени, разбить что-то ненужное, выкопать яму или любое другое активное физическое действие с окружающими предметами.
  • Звуковой фон
    • Послушать музыку, попеть, покричать в подушку или в пространство, пошуметь, постучать в барабаны или кастрюли.
  • Прервать неприятный контакт
    • Вспомнить про экстренное дело: куда-то пойти одной, позвонить родителю или подруге, вернуться за забытой или потерянной вещью в класс.
    • Добавить нового человека в обсуждение, чтобы расфокусировать внимание того человека, с которым общаться неприятно. Удобно, если у него будет мнение, противоположное, чтобы общение без тебя было более интенсивное.
    • Задать неожиданный, совсем не в тему вопрос, чтобы ошеломить собеседника и он сам слился из общения.
Памятка для родителя
Подойдёт не только при самоповреждении и РПП, но и при вызовах к директору за хулиганство, желании сменить ориентацию, в случаях воровства, буллинга и в прочих сложных ситуациях.
  • Я с тобой
    • Выделяем свободное время для откровенного диалога. Посвящаем ребёнку всё внимание, даём понять, что мы рядом, готовы слушать и поддерживать его, без критики, манипуляций и собственного отчаяния.
    • Даём ребёнку уверенность том, что мы рядом и что есть много источников поддержки, доступных ему.
  • Обоюдочестно
    • Говорим о том, как ребёнок себя чувствует и что переживает. Благодарим за открытость и честность, обещаем, что никаких санкций за правду не будет.
    • Ребёнок может сказать, что хранит селф-харм в секрете, и попросить никому не рассказывать. Однако, если мы считаем, что он находится в сиюминутной опасности или нанёс себе травмы, требующие медицинской помощи, то необходимо обратиться за помощью.
  • Спокойствие, только спокойствие!
    Стараемся спокойно реагировать и не выражать шок или отвращение. Проявляем сочувствие, понимание проблемы и готовность всегда выслушать и помочь, если ребёнок просит. Сложно в разговоре — пробуем в письменном виде.
  • Режим без последствий
    Избегаем ультиматумов и наказаний. Это только принесёт ему дополнительную эмоциональную боль и может помешать ему поговорить с нами в следующий раз.
  • Люди рядом
    Предлагаем ребёнку помощь в поиске профессиональной поддержки или снабжаем информацией о том, как это сделать. Может помочь и разговор с доверенным взрослым или членом семьи. Стараемся не брать ситуацию под тотальный контроль и позволить ребёнку решить самому.
  • Стоп: Специалист разберётся
    Не отдаём всё целиком в руки специалистов, а пытаемся наладить отношения. Часто самые глубокие раны мы получаем из-за безразличия семьи к нашим чувствам и проблемам.
  • Стоп: Пытаться помочь силой
    Если ребёнок не хочет говорить с нами, пробуем не принимать это на свой счёт — так глубоко открыться неимоверно больно и сложно.
  • Стоп: Гиперконтроль
    Не стоит говорить или вести себя таким образом, что это будет похоже на попытки контроля. Гиперконтроль провоцирует недоверие к себе и нежелание делиться тем, что на душе, заодно являясь первопричиной саморазрушающего поведения.
  • Стоп: Паниковать или игнорировать
    Не стоит игнорировать повреждения или слишком фокусироваться на них. Это проблема, требующая решения, но не катастрофа. Человек не становится от этого психически больным или недостойным доверия.
  • Стоп: Свалить на социум
    Не определяем селф-харм как «привлечение внимания» или «следование моде».
Фото на обложке — unsplash.com
Автор — Tetiana Grypachevska