📛 «Если происходит что-то, что выглядит опасно или тебе не нравится — сообщай взрослому!»
Примеры- Агрессия со стороны брата / сестры;
- Опасное поведение сиблинга;
- Бытовые ситуации: что-то горит / искрит розетка / из ванной течёт вода на пол;
- Порванный рисунок / порезанная одежда / испорченные вещи;
- Плохое самочувствие.
Роли взрослых✅ Решатели проблем детей, когда они им непосильны;
✅ Медиаторы взаимодействия с другими детьми, пока они не научатся взаимодействовать словами и без применения силы (без взаимного согласия) даже в острых ситуациях;
✅ Фасилитаторы защиты детских интересов и личного пространства;
✅ Щит от физической агрессии и импульсивности;
✅ Эмпаты, проявляющие сочувствие ко всем участникам конфликта, не акцентируя внимания на поступках;
✅ Стабильные структуры, выдерживающие чужие эмоции;
✅ Проводники к тщетности, что во взаимодействии между людьми конфликты — это часть процесса.
Роли, которые пытаемся избегать❌️ Прокурор, обвиняющий того, кто больше не прав и дрпытывающийся, кто первый начал;
❌️ Детектив, расследующий как именно шёл конфликт;
❌️ Судья, решающий насколько сильно каждый пострадал, заставляющий извиняться и подбирающий наказания;
❌️ Проповедник, давящий на чувства вины и стыда.
▶️ Задача детей — получить удовлетворение, высказавшись и сообщив, что с ними поступают несправедливо ➡️ триггер для затихания мощных эмоций.
▶️ В ответ создаём ощущение, что даже если брат / сестра не готовы делиться игрушками и разговаривать, обзываются, пугают или кричат, всегда есть родители, которые придут на помощь, выслушают и примут детей такими, какие они есть.
Вопросы к ситуации❓Как сильно дети устали друг от друга или от нехватки личного пространства?
❓Есть ли шанс продолжить совместную игру или пришло время их развести и увлечь разными занятиями?
Что помогает снизить количество конфликтов?❤️ Держим в запасе козыри: новые раскраски, наклейки, листы оригами со схемами, книжки, подкинутые письма в почтовом ящике, которые будут интересны всем участникам конфликта, когда градус напряжения будет непереносим без мощного физического вмешательства.
❤️Обеспечиваем каждого ребёнка личным пространством, местом, куда можно спрятаться и побыть в одиночестве, мечтать, фантазировать, творить, читать.
❤️ У старших детей пространства для хранения вещей должно быть больше, чем у младших, так как у них шире возможности выбирать одну вещь из многих, не перегружаясь и больше видов деятельности. Ну и размер одежды больше, поэтому влезает её меньше.
❤️ Даём пространство и время для игры / обучения в одиночестве и полноценное время наедине с одним из родителей.
❤️ Включаем в ритуалы семьи игры на сбрасывание токсичной фрустрации: драки подушками, нёрфы, соревнования, конкурентные и кооперативные настольные игры, игры в монстров, драконов, преследование, совместное строительство и созидание.
❤️ Включаемся в то, чем занимаются дети, участвуем в их общении, генерируем игры и совместные занятия.
❤️ Учитываем интересы и возраст каждого ребёнка и под это подстраиваем режим и расписание семьи. Требовать от подростка засыпать в 21 час вместе со всеми или катать малыша целый день в автокресле, развозя остальных детей по кружкам = работать против их физиологии и нужд.
❓
Какие эмоции вы испытываете при конфликтах между детьми? Мешают ли они чувствовать себя устойчиво в такие моменты?